Инженер-дромоман (ts58) wrote,
Инженер-дромоман
ts58

Category:

Кострома. Подробно. Часть 1: детали и окраины.


На мартовские праздники, за три дня, удалось исходить и изъездить почти всю Кострому. Рассказ о городе решил разделить на две части: не по географическому признаку, а тематически. Первая часть содержит мелкие детали, какие-то особенности, бросившиеся в глаза в эту поездку, а также несколько фоток костромских окраин. Плюс - старый костромской вокзал, который лично на меня произвел самое сильное впечатление.
Во второй части - беглый осмотр главных достопримечательностей и прогулка по центру.




Заранее прошу прощения, если в посте что не так, это мой первый пост в блоге.

1. Для затравки - морозное утро 8 марта в Ярославской области. К сожалению, фото не передаёт цветовой палитры того утра.

2. Вид вдоль одной из центральных улиц - Советской, в сторону торговых рядов. В здании на кадре расположен неработавший на праздниках костромской гастроном, гостиница и раскрученная тематикой Ильфа и Петрова кофейня.

3. Конструктивистский почтамт, по соседству со зданием неработавшего гастронома.

4. С обратной стороны Сусанинской площади, Советская улица становится проспектом Текстильщиков, на котором внимание привлекает дом, вероятно, сталинской эпохи со скульптурами над каждым подъездом:


5. Вообще, по общим впечатлениям, Кострома показалась бодрым, современным городом с неплохой инфраструктурой и вполне современной городской жизнью. Хоть я и стараюсь не поддаваться стереотипам, до этой поездки Кострома рисовалась у меня в воображении этакой глухой деревней, непойми-как ставшей областным центром. Возможно, виной всему приевшаяся песенка "Здорово, Кострома" и пробежка по не лучшим частям частного сектора Костромы в далёком детстве. Может, и имя города не звучит "современно" и играет против города, как, например, в Рязани (замечал у многих - слово Рязань в силу неких морфологических особенностей стойко вызывает ассоциацию с деревней, хотя на деле, конечно, не так). Представлял себе Кострому как-то так:


6. Или вот так:


7. На деле, город оказался красивым, чистым, ухоженным. Центр прилизан до неприличия, туристическая инфраструктура близка к городам Восточной Европы. Помимо огромного количества цивильных общепитов, особенно кофеен, дублирования основных названий на английском и создания туристических брендов, типа "Кострома - родина Снегурочки" или "Кострома - душа России", порадовал ещё один момент. Почти из любого раскрученного туристического места есть ссылки на все остальные - в виде рекламных карточек, схем, стендов или ещё чего. Иностранцев тут хватает, и для них стараются. Мне же понравились образцы местного рекламного креатива. Например, надувной инопланетянин, промышляющий электроникой в Костроме:


8....или "Эксклюзяшка". Теперь знаю, как она выглядит:


9. Торгово-выставочный центр "на Сенной". Взгляд привлекает, но нравится или нет - не понятно.


10. Здесь же, на огромной площади Мира, - мемориал погибшим в Великой Отечественной войне, на фоне крупной, вроде бы брежневской, панельки. Декоративные орнаменты на фасаде многоэтажек такого вида в Москве редко встречаются, в Костроме же их довольно много, особенно в заволжской части города.


11. А если из этой точки повернуть голову налево на 90 градусов, увидим уже новостройки. Их тут, для города в 270 000 душ, немало. Много строительных кранов, возводятся новые дома. Наверно, дела в городе идут неплохо. По-крайней мере, хочется в это верить. Насчёт фото - ближе походить поленился, извините.


12. Но главной особенностью костромских спальных районов мне показалась отделка панельных домов какой-то бледно-серой плиткой. Она гораздо больше, чем обычная мозаичная плитка, постоянно встречающаяся в Москве и других городах, но заметно отличается от голых необлицованных стен панелей: на некоторых домах в Костроме, где эта плитка частично обрушилась, это особенно хорошо заметно. Мне показалось, что это именно костромская особенность. Я не видел такой отделки многоэтажек больше нигде, даже в соседних крупных городах. Может быть, плохо смотрел.


13. Хоть эта отделка и показалась мне характерной для Костромы, красивой я её назвать никак не могу. Окраины Костромы от этого становятся серыми не только в переносном, но и в буквальном смысле. Вообще, спальные районы Костромы показались мне наиболее мрачными из всех окраин областных центров России, в которых я был. Во-первых, давящая серость домов, как я уже говорил. Во-вторых дороги плохие, как и везде, увы. В третьих, проехав по одной из нецентральных спальных улиц (7-я Рабочая), стал свидетелем сначала драки четырёх лиц околобомжеватой наружности, а потом приземления хмельного мужчины в снег без последствий. Мужик, упав в снег, даже и не думал подниматься: на момент падения он курил сигарету, и закончить этот процесс, судя по кайфующему лицу, он предпочёл лёжа.
Эта мрачность не относится к Заволжской части Костромы. Как ни странно, там гораздо меньше домов с "серой" плиткой, много новостроек, и атмосфера гораздо более приятная. Боюсь делать выводы, неужто серость стен так влияет на психику?
А вообще, конечно, это всё субъективные впечатления от конкретного времени и места. Наверняка, на деле всё не так, как я описал.


14. Кострому на мартовские праздники можно было назвать не только "душой России" и "сырной столицей", но и городом сосулек. Они тут почти везде: любой свес или козырёк обязательно оснащён сосулькой. Самых разных форм и размеров, они вместо опасения взывали любопытство. Можно было бы устроить конкурс на лучшую сосульку в городе:


15. Хотя нет. Опасения всё же вызывают. Особенно где-нибудь в самом центре, над пешеходной зоной или над входом в магазин:


16. Как-то депрессивно у меня выходит, сплошные минусы. Конечно всё не так! Повторюсь, мне город понравился, а то, что я описывал выше - скорее досадные исключения. Вот, например, церковь Воскресения на Дебре. Благодаря своей красоте, стала одной из визитных карточек города. Хотя, из-за того, что она расположена вдалеке от центра с причалом, посещают её гости города пореже, чем, например, те же Торговые Ряды. Говорят, она и изнутри очень красива, я не заходил:


17. В дополнение к известным Ипатьевскому и Анастасину монастырям, за этой церковью обнаружился третий костромской монастырь, Знаменский, больше похожий на богатую подмосковную дачу:


18. Кстати, про Ипатьевский монастырь. Если честно, меня не особо впечатлил, хотя во второй части для порядка пару кадров выложу. А вот виды вокруг него очень понравились. Например, вот такой образ Костромы:


19. Или линия горизонта центральной части города через реку Кострому:


20. А ещё, в центре Костромы, в особо туристических местах, поставили несколько красивых автобусных остановок, с резьбой, шрифтом под винтаж и картой города и достопримечательностей. Кому-нибудь обязательно не понравится, но всяко лучше чем раньше.


21. Есть на карте Костромы такое место - обозначено как вокзал тупиковой ветки, вдающейся вглубь полуострова заволжской части города. Называется он "Кострома-главная". Построена была эта тупиковая ветка в 1887 году. По ней люди приезжали в город, переправляясь далее через Волгу. В 1932 году дорогу перетянули через Волгу, кусок старой ветки, длиной 4-5 км., стал тупиковым, и пассажирское движение прекратилось. Я это знал, но не представлял себе, осталось ли что-то от ветки и от вокзала, почитать до поездки не было времени. Впрочем, по приезду на место, всё сразу становится понятно:


22. Не узнать здание вокзала невозможно, как бы он не маскировался. Сейчас старый красавец-вокзал находится в среднем состоянии, не разваливается, но и не блещет. В центральной части - антикварный магазин. В крыльях живут люди. Привокзальная площадь используется детьми-жителями дома-вокзала как двор для игр.
При проезде по путепроводу над тупиковой ж/д веткой просматриваются вполне живые, раскатанные рельсы. По приезду домой, нашёл информацию, что ветка до сих пор используется грузовыми поездами окрестных заводов, хоть и не особо интенсивно. Есть даже официальный вокзал, обычная будка дежурного в километре от старого вокзала. Пути между ними уже разобраны.


23. На бывшем перроне мрачно. Там, куда раньше прибывали паровозы с составами, сейчас внутренний двор жилого дома. На месте предполагаемых путей и платформ - какие-то барачные хибары с покосившимися заборами и старые деревья. О вокзальной толчее и суете дальней дороги не напоминает ничего. Можно лишь представить себе, что зесь было сто лет тому назад:


24. На фасаде бывшего вокзала кто-то нарисовал паровоз с составом. То ли, чтобы не забывали о принадлежности странно выглядящего в заводских окрестностях деревянного дома, то ли просто административный РЖД-шный креатив:


25. Посмотрим теперь на того, кто обездолил и оставил без работы этот деревянный вокзальчик. Он находится уже на левом берегу Волги, выстроен в стиле конструктивизма и зовётся "Кострома-Новая". Тем не менее, дань уважения старшему брату отдаётся: во всех билетах и расписаниях, станция называется исключительно "новой".


26. Увы, его судьба тоже незавидна. Из-за различных систем электрификации, почти все транзитные поезда северного Транссиба идут в обход Костромы через Данилов и Буй. Несмотря на отличное состояние и ремонт вокзала (за счёт чего он выглядит гораздо привлекательнее своего ивановского конструктивистского собрата), движение тут крайне слабое. По паре поездов до двух столиц, да два транзитных поезда на Дальний Восток. Пригородное сообщение живо более-менее только на Ярославль. Огромная Костромская область, имеющая относительно неплохую железную дорогу, связана с областным центром одной парой кукушек до Галича, путь до которого не охватывает и трети региона. При мне прибыл этот "поезд": два вагона на тепловозной тяге, из которых лениво выбрались человек десять.


Во второй части, если руки дойдут, поделюсь своим видением центральной части города.
Tags: Кострома
Subscribe

  • Аксай - город с двумя лицами

    Последней точкой нашего донского путешествия стал город Аксай. Не могу сказать, что как-то специально планировал в него ехать, но раз уж…

  • Старочеркасская - для галочки

    Среди блогеров и "бывалых" путешественников бытует мнение, что ездить нужно по неизбитым, непопулярным, не засиженным другими…

  • Новочеркасск, ч.2 - патриархальный русский юг

    Новочеркасск, при всей своей искусственности, - город достаточно многослойный и интересный. Здесь есть место очень для многого - для десятка…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Аксай - город с двумя лицами

    Последней точкой нашего донского путешествия стал город Аксай. Не могу сказать, что как-то специально планировал в него ехать, но раз уж…

  • Старочеркасская - для галочки

    Среди блогеров и "бывалых" путешественников бытует мнение, что ездить нужно по неизбитым, непопулярным, не засиженным другими…

  • Новочеркасск, ч.2 - патриархальный русский юг

    Новочеркасск, при всей своей искусственности, - город достаточно многослойный и интересный. Здесь есть место очень для многого - для десятка…