
Звенигород противоречив. На полноценные русские древности тут наступают многоэтажки и таунхаусы; уникальные для средней России ландшафты перекрываются высокими заборами, а дух уютного дачного Подмосковья стремительно сменяется суетливостью и злачностью отдалённого спального района столицы. Но при всём при том ловлю себя на мысли, что сюда хочется возвращаться. Древности, ландшафт и атмосфера пока ещё вполне живы, а некоторые веяния современности даже идут им на пользу. Как говорится, их в дверь, а они в окно. В первой части рассказа мы осмотрели сам город и его улицы. Остановились на подъезде к главным его достопримечательностям - кремлю и монастырю. Сегодня мы их увидим, но сначала отмотаем поездку назад, в Москву, откуда мы на электричке по тупиковому ответвлению от Белорусской магистрали добирались до Звенигорода, и проделаем весь этот путь глядя в окно на заснеженное январское Подмосковье.
1. Стартовали с платформы Немчиновка, что уже за МКАДом, но всего в нескольких сотнях метров от него. С недавних пор это МЦД, так что теперь тут красивые современные платформы с турникетами, принимающими "Тройку", и новенькие электрички каждые пять минут:


3. За нами приехала ЭД4М. Не столь новая, как большинство электричек, проходящих тут под эгидой МЦД, но по сравнению с большей частью российских пригородных поездов она всё равно где-то на уровне звездолёта:

4. Звенигород находится не столь далеко от Москвы, так что путь пролегает по ближнему Подмосковью. Оно словно кольцо трущоб с вкраплениями дорогой недвижимости, сжимающееся вокруг МКАДа. Пейзажи тут унылые даже в солнечную летнюю погоду, не говоря уже про пасмурный зимний день:

5. Буквально два-три фото будут весенних, которые я сделал тремя месяцами позже, возвращаясь из Кубинки, где катался по БМО. Например, хай-тековая башня транспортно-пересадочного узла "Сколково", созданного взамен снесённой платформы Трёхгорка:

6. С весны же - путепровод над станцией Одинцово. Этот не менее противоречивый подмосковный город начинается вскоре после МКАДа и тянется за окном довольно долго:

7. Но большая часть снимков - из января 2021-го, когда мощная вторая волна коронавируса только пошла на спад. В воздухе ещё царили напряжение и нервозность.

8. Виды на самой белорусской магистрали довольно скучны, даже весной. Типичное ближнее Подмосковье с обилием хаотичной застройки, стихийной торговлей и аляпистыми вывесками. Особенно резкий контраст возникает при пересечении МКАДа. Всё же за порядком и внешним видом Москвы следить стали куда как строже.

9. Радуют здесь разве что новые дорожные объекты. Путепровод в селе Жаворонки на этом фото ещё даже не открыт. Его запустят через пять дней:


11. В Голицыно электричка уходит на тупиковое однопутное ответвление на Звенигород. Ещё в черте города внимание на себя обратило громадное новое здание. Оказалось, это новый корпус пограничного института ФСБ, территория которого буквально поглотила отрезок железной дороги. Поезд идёт тут между двух заборов, а две части институтской территории, разорванные рельсами, соединяет пешеходный мост (на фото):

12. Незначительно, но пейзаж за окном всё же меняется. Ослабевает влияние магистрали, у остановок которой в последнее время растут жилые массивы, объекты торговли и обитает не всегда приятный контингент. Вдоль тупиковой железной дороги виды становятся более уютными и дачными. Хоть и с поправкой на специфику запада Подмосковья.

13. Некоторые виды под снегом и от какой-нибудь тверской деревни не отличишь:


15. Сама тупиковая линия на Звенигород строилась долго и частями в первой половине прошлого века и даже какое-то время побыла узкоколейкой. Хоть формально конечная станция и находится в Звенигороде, от его центра отделена Москвой-рекой, из-за чего достаточно неудобна. При этом по западной окраине города проходит ещё и БМО и имеет там несколько остановочных пунктов.







22. Железная дорога заканчивается почти сразу. Её венчает не в меру солидная для скромной тупиковой станции реконструированная платформа. Как я уже говорил, до центра тут далеко.



25. Даже ради крутого серпантина и живописных валов сюда стоило бы заехать, но есть тут кое-что, что повышает ценность этого места практически до небес. Успенский собор конца XIV-го века - один из древнейших в Подмосковье, да и в общем-то во всей России. Мне не повезло увидеть его в строительных лесах, надо бы туда ещё раз наведаться. Внутри сохранились фрески, которые одни приписывают Андрею Рублёву, а другие осторожно говорят лишь о рублёвской школе. Помимо того, здесь были найдены иконы, которые также предположительно принадлежат кисти легендарного мастера. Ныне они хранятся в собраниях Третьяковской галереи.

26. Рядом - современный Богоявленский храм, построенный для ограничения количества служб в древнем Успенском соборе:


28. Входящий через них попадает на лестницу, ведущую в подклет надвратной Троицкой церкви, а уже через него – во внутренний двор монастыря. Лестница из него смотрит на главный в монастыре Рождественский собор, так что входящий видит его впереди и как бы поднимается к нему.


30. Вид от этого входа за территорию. Несколько дореволюционных зданий, видимо, тоже относились к монастырю, хоть и расположены снаружи. Сейчас там – гостиница, художественный салон, лавки и пр. Монастырь до сих пор делят между собой церковь и звенигородский музей, обосновавшийся там ещё с советских лет. Так же было в соседней Истре, в Новоиерусалимском монастыре, до недавних пор, пока для музея не построили новое здание и не выгнали его туда.

31. В сквере у стен – не слишком удачный памятник монаху Савве Сторожевскому, основавшему обитель. Как Высоцкий монастырь в Серпухове был основан Сергием Радонежским по просьбе тамошнего князя, так и его ученик Савва пришёл сюда по приглашению князя Юрия Звенигородского, при котором город достиг своего расцвета. Тогда же был обустроен и показанный выше кремль, т.е. в каком-то смысле это единый комплекс.


33. Главный собор монастыря, Рождественский, практически не уступает Успенскому по возрасту и ценности. Его постройку датируют 1405-м годом, хотя это весьма условно. Таким образом, в Звенигороде сохранились две настоящие древности. И этот храм мне повезло увидеть без строительных лесов:


35. Келейные корпуса монахов, построенные в тот же период, образуют с ними единый комплекс:










45. В советское время скит был значительно порушен, комплекс был больше. На данный момент сохранились т.н. "Малый скит" (два предыдущих фото) и братский корпус:

46. В 2000-е уцелевшие здания отремонтировали. Саму пещеру основательно расширили и благоустроили, изменив практически всю её суть. При входе на территорию скита - святой источник с купелью:

Здесь мы закончили знакомство со Звенигородом. Получается как-то так, что город тут - отдельно, а монастырь с кремлём - отдельно. Вероятно, к этой концепции всё и движется: монастырь с Городком будут охраняться и реставрироваться, усиливая свою роль культурно-туристического центра, а город постепенно превратится в безликий отдалённый спальный район Москвы. Хотя вообще говоря он ещё сохраняет интересные детали, о чём была первая часть моего рассказа. Не хотелось бы чтобы всё это оказалось утеряно. Монастырь и древний храм это, конечно, очень здорово, красиво и ценно, но и сам Звенигород пока ещё вполне достоин внимания.