
На новогодние праздники ретро-вагоны, следующие в Рускеалу из Сортавалы, а также и из Москвы, обещают продлить до карельского города Питкяранта. Непонятно, какие ещё коронавирусные ограничения введут и кто вообще поедет куда-то на новый год в такой обстановке, но в расписании они уже есть. Учитывая, что аудитория ретро-поезда, тем более в каникулы, это на 99% праздные туристы, предполагается, что и в Питкяранту их повезут с рекреационными целями. Да, в её окрестностях находится один из крупнейших водопадов Карелии и ещё ряд природных достопримечательностей, но из самого города, в который привезёт поезд, лучше выбираться с закрытыми глазами. Экзотическое финское название не должно никого обманывать - город совершенно советский и промышленный, и при том очень тяжёлый. Карелия открыточная, сувенирная тут в двух шагах, но она за его границей. Внутри же это тоже характерная Карелия, но другая, рабочая и неприглядная, какую путешественники зачастую стараются обходить стороной. Что же она собой представляет, постараюсь показать на нижеприведённых фото. В качестве дополнения - эффектная старая ГЭС в посёлке Ляскеля неподалёку от Питкяранты.
1. Съезд в Питкяранту с трассы Сортавала ещё в 2015-м, когда мы сворачивали тут на АЗС, запомнился мрачным железнодорожным мостом с разбитой дорогой:

2. Сама Питкяранта встретила тихой главной улицей, напоминающей аллею из-за обилия зелёных насаждений. И, несмотря на последние, тяжёлым воздухом. Ну так, первое впечатление - миленько. Бедненько, но аккуратненько.

3. Питкяранта не может похвастаться славной и бурной историей. Век от века это была крохотная деревушка «Длинный берег» (дословно с финского Pitkäranta). Как и все эти земли, то в составе Руси, то под Швецией.

4. Расти она начала только в XIX-м веке, будучи уже в Российской империи. И не сказать, что это изменило её жизнь как-то к лучшему, ведь связано это было с появлением тут промышленности.

5. Изначально здесь добывали и плавили медь и олово, а уже в XX-м веке характер местных предприятий сменился на целлюлозно-бумажный. Да, заводы эти кормили рабочих, но в то же время отравляли воздух и обрекали тех же самых рабочих на довольно тяжёлый и опасный быт.

6. Воздух тут, как я уже сказал, и сейчас весьма не очень. В целом по городу он просто достаточно тяжёлый, как в Москве вблизи крупных дорог, что сильно контрастирует с окружающими карельскими лесами и озёрами. Но вблизи комбината дышать невозможно совсем.

7. Кто бывал в городах с действующими ЦБК, поймёт о чем я. Вонь похожа на канализационную, только при этом ещё и едкая. В Карелии и Лен. области, впрочем, таких городов достаточно, и по сравнению с Сегежей, которой я завершу серию рассказов о летнем путешествии в Карелию, Питкяранта - просто экологический курорт.

8. На развилке центральной улицы - противотанковая пушка на постаменте, установленная в честь годовщины освобождения Питкяранты. По бокам от неё - небольшие гранитные памятники. Один посвящён воинам-афганцам, второй установлен над замурованным письмом потомкам 2044-го года:

9. Поблизости - краеведческий музей в здании 20-х годов, одном из немногих, оставшихся от финского периода. Надо сказать, что ценить рядовые провинциальные финские постройки особо не за что. Выглядят они ещё более невзрачно, чем советские коробки.

10. Скамья для молодожёнов в Питкяранте находится почему-то у краеведческого музея, вдалеке от главной площади, ЗАГСа и ресторанов:

11. Архитектура в Питкяранте - советская, причём в худшем смысле. Сталинский стиль обошёл её стороной: видимо, до постановления "об излишествах" тут особо ничего и не строили. Для советского модернизма город масштабами оказался маловат. Здания здешние имеют ещё и угрюмый северный акцент, а вкрапления ещё более хмурых и брутальных, да к тому же ещё и потрёпанных, финских построек только добавляют уныния.

12. Запомнилась лишь резьба на бараках. Классические советские (а может и финские, кто их разберёт) деревянные халупы украшены симпатичными орнаментами, видимо с карело-финскими мотивами:

13. Помнится, в подмосковном Рошале бараки тоже были весьма изобретательны.

14. Впрочем, при движении на север, в Медвежьегорске и Сегеже по крайней мере, украшательство советских деревянных зданий становится на порядок более сложным и интересным, так что и тут Питкяранта оказалась в аутсайдерах.

15. Архитектурой, настроением и общей атмосферой Питкяранта напоминает Беломорск. С одной стороны, они оба - нетуристические рабочие карельские города. С другой - они очень далеко друг от друга, у них совершенно разный исторический, культурный и даже этнический фон, а также заметно отличающаяся природа. Тем не менее, современное "социальное положение" оказалось куда более весомым для формирования ощущений от города, нежели более фундаментальные характеристики.

16. К условным "фишкам" Питкяранты можно отнести церкви, организованные в обычных на вид северных деревянных избах. Крест, как видно, выложен из досок на стене:

17. Причём стоят тут напротив две такие церкви - одна евангелистская, другая православная:

18. Вокзал в Питкяранте современный, но выглядит на удивление интересно. На момент съёмки в августе 2020-го пассажирское движение тут, казалось, потеряно навсегда, как и во многих других городах России на малодеятельных ветках. По линии "Янисъярви - Лодейное Поле", проходящей вдоль восточного берега Ладоги, его не было с 2015-го, и перспектив ещё летом не прослеживалось. Но вот уже в январе сюда вновь прибудут вагоны с пассажирами, причём прямого сообщения аж с Москвой. Всего на неделю, правда, но, говорят, "пока". Если эксперимент окажется удачным, практику сохранят. Хотя сложно сказать, как будут делаться выводы об успехе мероприятия в разгар пандемии.

19. Почему-то именно рядом с вокзалом расположился плотный массив спальных многоэтажек, которых для скромной численности населения Питкяранты тут на удивление много:

20. Многоэтажки вполне себе с питерских окраин. Непонятно даже, зачем они тут.

21. А это по местным меркам, видимо, что-то наподобие элитного жилья. Ну или хотя бы бизнес-класса:

22. На улицах в будний день пустынно. Лишь редкие подростки встречаются, да ещё более редкие мамы с колясками. Видимо, всё трудоспособное население впахивает на ЦБК.

23. На одной из детских площадок нашёлся указатель на окрестные достопримечательности. Странное месторасположение для, в общем-то, туристического объекта:

24. Центральная площадь Питкяранты вписывается в ту же концепцию, что и её главная улица, - бедненько, но чистенько. К сожалению, за их пределами "чистенько" исчезает.


25. Администрация и Ленин:

26. Небольшой скверик рядом. Благоустройство очень простенькое. На иных свадьбах в Москве реквизит побогаче бывает.

27. Зато клумбы симпатичные. Молодцы, нашли как хоть чуть-чуть раскрасить пейзаж.

28. Военный мемориал на главной площади:

29. Дом культуры с достаточно интересным панно на карельские народные мотивы. Жаль, что уже частично осыпалось:

30. Тут вовсю шла реконструкция. Надеюсь, ДК и прилегающую территорию приведут в порядок. Может, даже уже привели, всё-таки это в августе было. Посреди стройки затерялась старая афиша:

31. Характерный вид Питкяранты: трубы ЦБК здесь - неоспоримая доминанта:

32. Ещё один военный памятник, которых тут немало, - макет танка Т-26, наиболее широко использовавшегося в Зимней войне, причём обеими сторонами. Питкяранта в том конфликте была прифронтовым городом, так что неудивительно, что война с Финляндией тут увековечена даже более тщательно, чем Великая Отечественная:

33. Заброшенный клуб, к которому ведёт полуразвалившаяся лестница.

34. Вывеска чем-то даже отдалённо напоминает советские неоновые:

35. Центр города. Без пяти минут лес, погреба какие-то. Хотя кто знает, что это. Говорят, Питкяранта расположена над обширными пустотами, которые остались со времён добычи меди и олова, и тут частенько случаются провалы грунта:

36. Одно из немногих светлых пятен Питкяранты - Вознесенская церковь, построенная в конце 90-х:

37. Храм назвали по имени церкви, простоявшей тут недолго с середины XIX-го века до 30-х годов XX-го. Она располагалась через дорогу от нынешней. Сейчас на её месте - поклонный крест:

38. Рядом камень, выполняющий функции не то памятного, не то указателя. В любом случае, здесь почему-то на карельском (или даже на финском) упоминается местная православная церковь. Стрелка показывает в кусты. Вообще подобные камни-указатели встречаются в Карелии и в других местах, но ни смысла их, ни происхождения мне выяснить так и не удалось.

39. Здесь же - братская могила советских воинов:

40. Лютеранская церковь. Её позиции в Карелии, соседствующей с Финляндией, достаточно сильны:

41. Ещё один мемориал на братской могиле:

42. Жилой квартал с кирпичными узорами на стенах:

43. Характерные для Питкяранты дома - такие вот сталинки, украшенные колечками под окнами. Используются и как общественные:

44. И как жилые:

45. Эта административная постройка и вовсе похожа не то на крепость, не то на тюрьму:

46. А вот этот едва ли не красивейший деревянный дом в Питкяранте в справочниках числится церковью евангелистов-пятидесятников. Выглядит, при том, покинутым:

47. На выезде из города - ещё одна братская могила с памятником. На подобное Питкяранта, к сожалению, оказалась богата:

48. Но самый масштабный и значимый мемориал находится немного в стороне от города, на пересечении трассы "Сортавала" с дорогой "Питкяранта - Суоярви". В этих местах, известных как "Долина Героев" и "Долина Смерти", во время зимней войны полегло несколько десятков тысяч солдат, среди которых советских было значительно больше. Здесь же их и хоронили, отчего тут возникла череда огромных братских могил.

49. В 90-х совместно Россией и Финляндией тут был организован большой мемориал. Центральный его объект - "Крест скорби", по обеим сторонам которого изображены две женские фигуры, русская и финская:

50. Напоследок, дабы скрасить впечатление, заедем в посёлок Ляскеля Питкярантского района. Он, словно в пику райцентру, как-то особенно живописен.

51. Он хорош своим рельефом и гармонично вписанной в него застройкой. Но главное тут, бесспорно, это Ляскельская ГЭС.

52. Построена на реке Янисйоки в 1899-м для нужд небольшого местного ЦБК. Пару раз разрушалась и восстанавливалась, в 2011-м реконструирована и продолжает работать. Самое живописное здесь - кирпичный корпус того самого ЦБК. Выглядит заброшенным, хотя само предприятие считается функционирующим, причём уже более ста лет:

53. Ну и мощный водосброс, само собой. Мер безопасности особо никаких нет, как в Гирвасе или Белой Холунице. Каждый сам за себя.

Питкяранта - это своего рода изнанка Карелии. Серый мрачный северный город с архаичным лесообрабатывающим производством, обилием деревянных бараков и почти отсутствующим благоустройством. А вокруг - леса, озёра, реки, водопады и скалы, всё то, за чем обычно едут в Карелию. В такие города попадают обычно только транзитом или для ночёвки, как в удобный пункт для дальнейшего путешествия. Мне-то, конечно, было интересно взглянуть на этот город, но вот рекомендовать кому-то ехать сюда я бы не стал. В следующий раз, напротив, одно из самых посещаемых мест республики, расположенное отсюда в тридцати километрах по прямой, - Валаам. Он понравился мне не намного сильнее Питкяранты, но на то уже совсем другие причины.