Инженер-дромоман (ts58) wrote,
Инженер-дромоман
ts58

Categories:

Белград, ч.1 - неунывающий город

DSCF9106.jpg
Главным свойством Белграда мне показалось именно его жизнелюбие, всеобъемлющий оптимизм. Многим городам, находящимся на важных стратегических путях, в ходе истории приходилось страдать, но Белграду, расположенному в месте соприкосновения западной и восточной цивилизаций, всегда доставалось особенно сильно, в том числе и в наше время. Но при том он совершенно не похож на суровый военный форпост. Да и на официозную социалистическую столицу, наполненную серыми домами, каким его многие представляют, тоже. В душе Белград – столица не Югославии, но Сербии, и вообще Балкан. Тут, как в фильмах Кустурицы, несмотря на все тяготы и несправедливость, льётся алкоголь, звучит непременно весёлая местная музыка и шутки, столы ломятся от еды. Атмосфера тут жизнерадостная и лёгкая, что подчас и вправду неуместно и абсурдно. На картинках Белград может показаться некрасивым, неуютным, неухоженным. Тут та ситуация, когда чтобы понять, что на деле всё иначе, нужно непременно здесь оказаться. Главное в сербской столице – это ритм местной жизни, настроение и отношение людей. Об этом городе – большой рассказ


1. Не знаю, то ли это свойство города, то ли моё собственное упорство, но за три дня тут я наделал фоток почти столько же, сколько в Стамбуле за неделю. В стереотипах Белград традиционно считается городом не самым интересным, по крайней мере в ряду европейских столиц. Но мне он определённо "зашёл". Рассказ о нём затянется на семь объёмных частей, но по-другому у меня не получается - даже при условии, что я увидел тут далеко не всё, фотографий, которыми хочется поделиться, уже набралось очень много. Начнём с общих впечатлений и бытовых деталей Белграда. В этом посте почти не будет архитектуры и достопримечательностей. Зато будет много политики и отсылок к России - тут без этого просто не обойтись.
DSCF0387.jpg

2. Жили мы в специфическом и колоритнейшем месте, которое, бесспорно, сильно повлияло на впечатление от города. Район Скадарлия - сетка богемных кварталов, наполненных по-настоящему уютными кафе и местами тусовки здешней творческой интеллигенции. Что-то наподобие идеализированного образа парижского Монмартра, каким его представляют в культуре и масс-медиа. На входе в район - бывшая евангелистская церковь, в которой с 80-х размещается авангардный музыкальный театр. Вполне в духе Скадарлии.
DSCF9046.jpg

3. В Москве ничего подобного нет, к сожалению. Развлекаются у нас в центре чаще с огромным налётом понтов и условностей. Такого духа развязной свободы и неформатности даже близко не найдёшь.
DSCF9071.jpg

4. Ночевали же мы тут в не менее атмосферном и соответствующем духу Скадарлии месте - на мансардном этаже над одной из кафешек, где комнаты сдавал хозяин этой самой кафешки. Тут каждый вечер допоздна звучит живая музыка, стены трясутся от танцев, а утром с ума сводит запах свежей выпечки.
DSCF9075.jpg

5. Поначалу, особенно с маленьким ребёнком, это напрягло. Но благо что на работу рано вставать было не надо, довольно быстро привыкли. Засыпали в итоге под балканские мотивы прекрасно, а эти мучные калорийные завтраки я буду помнить ещё очень долго. Таких тортиков я ещё нигде не пробовал)
DSCF9082.jpg

6. Вся Скадарлия - это непрерывная череда кафе и ресторанов, разного размера и масштаба, но одинаково непринуждённых, уютных и весёлых.
DSCF9097.jpg

7. Вечерами почти в каждом играет музыка. При этом, никакой попсы и дэнса я не слышал - исключительно местные мотивы. Представьте себе балалайку с баяном в каком-нибудь ресторане на Арбате или Кузнецком Мосту. Уверен, большинство бы восприняли это как какой-то китч, которого нужно стыдиться. Типа "Как купили мы кобылу" из мультика про Ивана Царевича. А тут это в норме. Все с радостью танцуют.
DSCF9106.jpg

8. Памятник представителю здешней богемы, сформировавшей образ Скадарлии, - художнику и поэту Джуре Якшичу, около дома, где он когда-то жил и где теперь его музей:
DSCF9101.jpg

9. Утром тут тихо и о вечернем разгуле ничего не напоминает. Вездесущие граффити на стенах - это то ли бич, то ли визитная карточка Белграда. Они тут повсеместно, от исторических особняков до спальных коробок и промышленных построек:
DSCF9161.JPG

10. Есть и более осмысленная настенная живопись. На территории прилегающего к Скадарлии бывшего вроде бы пивного завода - лофт с барами и ночными клубами. Тут уже не богема тусуется, а скорее современная молодёжь.
DSCF9170.JPG

11. Но и тут всё куда дружелюбнее и проще, чем в аналогичных московских местах. Не понты и глянец, а драйв и стиль.
DSCF9173.JPG

12. Львиная доля белградского стрит-арта относится к околофутбольной тематике. Даже далёким от этой сферы людям известны агрессивность и лихость местных фанатских группировок, которые часто сравнивают с английскими. На белградских стенах они оставляют совершенно разные следы, от примитивных тегов до настоящих произведений искусства. Целая серия картин посвящена людям, так или иначе связанных с ФК "Партизан", в том числе - именитым болельщикам, и их цитатам:
DSCF9227.JPG

13. О происхождении и значении иных объектов уличного декора остаётся только догадываться:
DSCF9253.jpg

14. Ну и, конечно, политика. Значительная часть городских деталей Белграда политизирована и обладает достаточно безапелляционным акцентом. Во вводном посте про путешествие в Сербию я уже касался этой темы. Как бы обтекаемы ни были формулировки сербских официальных лиц, позиция населения тут достаточно однозначна. Кровавых войн и последующих унижений сербов тут не забыли, и народное сознание явно желает справедливости и компенсаций.
DSCF9167.JPG

15. Оппозиционные растяжки и плакаты у здания правительства напомнили Киев образца 2012-го года. Тогда, по своей наивности, мы не относились к ним серьёзно и даже подумать не могли, что через полтора года не сможем попасть на Украину. Но если там основные лозунги были "свободу Юле" и "Банду геть", то тут в тренде обвинять действующие власти в чрезмерной мягкости по косовскому вопросу и чуть ли не в сливе Косово. Вроде бы существует ещё и проевропейская оппозиция, которая по логике вообще должна поддерживать признание Косово, но их следов на улицах Белграда не нашлось. Да и, боюсь, с имеющимися настроениями в сербском обществе такие идеи не получат массового отклика.
DSCF0171.jpg

16. В одном из центральных городских парков стоит памятник, посвящённый кровопролитной битве при Каймакчалане 1916-го с болгарами. Его тоже завесили плакатами с громкими лозунгами и флагами. Рядом даже палатки какие-то стоят. Возможно, это связано с 75-летием освобождения Белграда, на празднование которого мы как раз попали. Но тогда непонятно, при чём тут Первая мировая.
DSCF0601.jpg

17. Отдельный жанр памятников - жертвам цепочки войн, произошедших при развале Югославии. Они не слишком броские и оригинальные, но встречаются регулярно в разных районах города. Ещё один показатель того, что эту тему тут замалчивать и забывать не принято, даже в угоду примирительной политической конъюнктуре.
DSCF0586.jpg

18. А на этой скульптуре, в отличие от других, где указаны абстрактные "боевые действия на просторах б. Югославии", по имени назван обидчик. Она посвящена детям, погибшим при бомбардировках НАТО 1999-го года. Это при том, что сегодня Сербия с НАТО достаточно активно сотрудничает.
DSCF0563.jpg

19. Следующий памятник из этой серии - в районе Земун, который ещё в первой половине XX-го века был отдельным городом, причём в другой стране. Это одна из самых интересных частей Белграда, о которой будет свой большой рассказ.
DSCF0684.JPG

20. Вообще, с таким количеством визуальной пропаганды и следов НАТОвской агрессии в стране сложно понять, как сербское руководство собирается вступать в ЕС, который идёт под руку с НАТО. Если со времён Великой Отечественной прошло уже три четверти века, и многим странам б.СССР и соц. блока стало нетрудно стереть о ней память, то здесь даже шрамы в городах и потери в семьях ещё не до конца забылись. Чтобы сделать отношение населения более лояльным к западу, следует как минимум снести остов разбомбленного здания Министерства обороны Югославии, которое ежедневно в самом центре Белграда напоминает всем о событиях недавней истории. Обратите внимание, кстати, на флажки на столбе:
DSCF0176.jpg

21. Не показалось. На 75-летие освобождения Белграда сюда приезжал наш тогдашний премьер Д.А. Медведев, и ощущение было, что тут не юбилей празднуют, а именно его визит. Весь Белград был увешан российской символикой и всевозможным креативом на предмет единства и братства двух стран. Обыгрывание похожести двух флагов также было повсеместно: российский флаг, изгибаясь превращающийся в сербский, даже в формате видеоролика на всех экранах города транслировался.
DSCF0229.JPG

22. Вот здание Народной скупщины (парламента) Сербии. Основным архитектором, к слову, который отвечал за его строительство в первой половине XX-го века, был русский эмигрант Николай Краснов, известный по Ливадийскому дворцу и комплексной застройке Ялты. Перед парламентом - скопление дорогих представительских автомобилей и спецслужб:
DSCF0604.JPG

23. На площадке перед входом - удлинённый Мерседес с российским флагом. Среди фигур у машины можно различить нашего бывшего президента и премьера. Гуляя в тот день по Белграду мы знали, что он вроде как тут. Но и представить не могли, что по дороге в гостиницу вот так запросто увидим, как он выходит из здания парламента, садится в машину с российскими номерами и с длинным кортежем уезжает. У нас бы за десять километров всё было бы закрыто и перекрыто, а тут на тебе - можно спокойно посмотреть с пары сотен метров, и даже с полицейским из оцепления всё происходящее обсудить. Вот так я воочию нашего премьера увидел. Из здания, кстати, выходило множество представителей других стран. Судя по всему, преимущественно дипломатов, работающих в Белграде. Но только Медведеву машину подали ко входу.
DSCF0613.jpg

24. Но всё же в целом вниманием и популярностью у сербов пользуется другой наш политик, которого в тот день в Белграде не было. Что не мешало встречать упоминания о нём на каждом втором перекрёстке.
DSCF0623.JPG

25. По сувенирной продукции, на которой во всех странах часто изображают наиболее известных местных деятелей, можно подумать, что Путин - глава не России, а Сербии, причём едва ли не единственный, кроме Тито.
DSCF9731.JPG

26. Отсылок к России в Сербии вообще как-то непомерно много. Выше я говорил, что в городских деталях Белграда превалирует политика. Так вот, в политических деталях преобладает Россия. На контрасте с прохладным отношением в странах ЕС к нашей стране, от такого сначала даже слегка не по себе. Можно подумать, что всё это - исключительно в связи с визитом нашего второго лица в столицу и с празднованием освобождения Белграда, как например концерт ансамбля им. Александрова на одной из главных площадей города, Республики. За сценой - национальный музей Сербии и памятник князю Михаилу Обреновичу:
DSCF0626.jpg

27. Многое из напоминающего о Родине, бесспорно, было связано с годовщиной. Например, фотовыставка в центральном парке Белграда Калемегдан. Тут роль Красной Армии в освобождении Югославии и её столицы не просто не замалчивается, но и выставляется на передний план. Представить нечто подобное в Варшаве сегодня сложно. Хотя при СССР, допустим, отношения с Югославией были куда хуже, чем с Польшей.
DSCF9702.jpg

28. Один из старейших отелей Белграда, здание которого само по себе является достопримечательностью, по сей день носит название "Москва".
DSCF0122.jpg

29. При том, что пассажирского железнодорожного сообщения с Сербией, по понятным причинам, нет с 2014-го года, РЖД тут всё равно работает и даже рекламируется:
DSCF0126.JPG

30. В театре можно посмотреть "Конька-Горбунка". Это, впрочем, удивляет в меньшей степени. В Венгрии Булгакова ставят, а в Польше вспоминают Окуджаву.
DSCF0639.JPG

31. Российского автопрома довольно много, особенно - Нив. Но не самого нового. Такое ощущение, что лет десять назад поставки прекратились. Ладу Весту в итоге мы видели в Венгрии, а не в Сербии.
DSCF0938.JPG

32. При том, в Сербии есть и свои "Жигули". Бренд "Застава" более-менее знаком ещё советским автолюбителям. По иронии, тут, как и на ВАЗе, производили лицензионный "Фиат", причём едва ли не ещё более дешёвый и простецкий, чем "Копейка". В отличие от АвтоВАЗа, на основе Фиата пустившегося в попытки сделать что-то своё, "Застава" от итальянского предка так и не ушла. Обновление тут производилось покупкой лицензии на очередную модель Фиата. Последний выпускавшийся "Заставой" автомобиль - знакомый уже и современным россиянам "Fiat Punto", только с непривычной эмблемой. С 2008-го свои легковушки в Сербии больше не делают.
DSCF0130.jpg

33. Белград - город большой, но мегаполисом его всё же не назовёшь. В масштабах России он похож скорее на столицу крупной автономии, типа Казани или Уфы. Даже в часы пик тут вполне реально перемещаться на машине, хоть пробки, конечно, и бывают довольно противные. Но всё же не Париж, не Москва и не Стамбул, где неместному за руль лучше вообще не садиться.
DSCF0457.jpg

34. А вот общественный транспорт в Белграде довольно слабый. Про него хочется сказать "я его слепила из того что было". Подвижной состав на редкость разношёрстный и пёстрый, состояние не сказать, чтобы идеальное. Насколько я слышал, не платить за проезд в ОТ у белградцев является своего рода культурной традицией, а власти не особо за этим и следят. Как результат, он тут убыточный и, следовательно, старый и неухоженный. Автобусы какие только не ездят. И старые западноевропейские, и турецкие, и белорусские МАЗы попадаются, и наши ЛИАЗы:
DSCF0155.jpg

35. С трамваями та же самая ситуация. Гордость Белграда - несколько новых низкопольных испанских CAF. Нам они тоже встречались, но больше всё-таки старых изношенных Tatra, как на фото, а то и вовсе раритетных немецких Duewag. Причём последние эксплуатируются не в качестве ретро-аттракциона, как в китайском Даляне, а как один из рядовых вариантов подвижного состава. Не сфотографировал их по причине того, что попадались исключительно вечером и на окраинах, когда я был за рулём и просто не мог сделать кадр.
DSCF0593.jpg

36. Железнодорожный вокзал "Белград-Главный" не работает с 2018-го года, а само здание на реконструкции и закрыто строительными лесами и полотнами. Содержательную фотографию удалось сделать только с боковой стороны, благо что она тоже небезынтересна. Все поезда перевели на новый ещё даже до конца не достроенный вокзал "Белград-Центр", именуемый также "Прокоп". Это просто большой подземный терминал, расположенный на каких-то унылых задворках, куда ходит пока только пара автобусов. Тем не менее, все поезда теперь прибывают туда. После распада Югославии интенсивность пассажирского железнодорожного сообщения в Сербии несколько упала, но отсюда всё ещё можно уехать в большинство крупных городов страны и почти во все соседние государства. Даже с некоторыми западноевропейскими городами есть беспересадочное сообщение.
DSCF0151.jpg

37. С железной дорогой связано и белградское метро, которое вроде и есть, и вроде его и нет. На закате югославской эпохи успели построить только две станции, которые в итоге просто интегрировали в железнодорожные линии, проходящие через город. На вид - вполне себе вход в метро, только людей очень мало:
DSCF0462.jpg

38. Одна из двух этих станций - Караджорджев парк. Метро как метро, только почти без декора. Похоже чем-то на некоторые станции парижской подземки, или даже на Кунцевскую в Москве. Говорят, в несуществующем белградском метро строго запрещено фотографировать. Не знаю, никаких проблем не испытал.
DSCF0469.jpg

39. Говорят, поезда ходят не чаще, чем раз в 30 минут. Вроде бы правда, но нам несказанно повезло. Поезд в нужную нам сторону приехал минуты через 4 после того, как мы спустились. Как раз смогли спокойно осмотреться и пофоткать. К традиции не платить за общественный транспорт в Белграде нас приобщил не кто-нибудь, а дежурный у турникетов. Увидев нас с коляской, ещё и обратившихся к нему поочерёдно по-русски и по-английски с вопросом "Где купить билет?", он просто открыл нам проход внутрь.
DSCF0475.jpg

40. Касательно поездов. Это всё-таки не метро, а часть пригородных линий, работающих по принципу нашего МЦД - из пригорода в пригород через центр. Так что на станцию прибывает обычная электричка, причём вполне знакомая, рижская, только в люксовом экспортном исполнении, и сильно разрисованная граффити. Даже зная заранее, что ты тут увидишь, всё равно испытываешь диссонанс, примерно как в Волгограде, когда на станцию метро въезжает обычный трамвай.
DSCF0480.jpg

41. Старое название этой системы, Беовоз, лично для меня звучит жутковато, словно какие-то биоматериалы возят. Хотя и понятно, что образовано от сербского названия города. В 2010-м линии немного улучшили, запустили несколько поездов с укороченным маршрутом, курсирующих только в границах Белграда, и обозвали всё это БГ ВОЗ. В системе, кстати, номинально появилась третья подземная станция - тот самый новый главный вокзал "Белград-Центр", через который проходят все электрички. Только на метро он совсем не похож, и там уже точно понимаешь, что это всё-таки железная дорога.
DSCF0477.jpg

42. А вот вторая подземная станция, "Вуков Споменик", наоборот - классическое метро, без всяких скидок. С эскалатором и красивым фойе. Через неё уже вряд ли когда-то пройдут настоящие метропоезда, но всё же от планов построить отдельную систему скоростного городского ж/д транспорта местные власти пока не отказались.
DSCF0484.jpg

43. Стильные рекламные тумбы:
DSCF0300.jpg

44. Оригинальные фонари в одном из парков, включающие в себя ещё и wi-fi роутер. Жаль, что в целом скверы и парки в Белграде грязноваты и подобные передовые вещи их не особо спасают.
DSCF0345.jpg

45. Уличный пеленальный столик, предназначенный, в том числе, и для кормления. Вот такого не видел больше нигде.
DSCF0446.jpg

46. Симпатичные указатели со схемами встречаются в наиболее популярных у туристов местах в центре Белграда:
DSCF9201.JPG

47. В Сербии, внезапно, очень любят попкорн. Ларьки и тележки с ним встречаются очень часто, причём не только в Белграде. Воздушная кукуруза тут очень дешёвая и вкусная. Порцию кладут непременно с огромной горкой, из-за чего в комплекте сразу выдают целлофановый пакет, иначе половина сразу рассыпется.
DSCF0056.JPG

48. Что-то из социалистического прошлого. Наследию югославского периода будет посвящена отдельная серия моего рассказа.
DSCF0054.jpg

49. В парках деды играют в шахматы. Не так повсеместно, как в Китае, но встречается. По-моему, только у нас народ перестал проводить досуг подобными способами.
DSCF9691.JPG

50. Ну и вообще Белград жизнерадостен и беспечен, что порой граничит с легкомысленностью и откровенным разгильдяйством. Из-за чего России приходится порой ввязываться в мировые войны и отправлять самолёты с военными медиками. Видать, этим и обусловлены симпатии к нашей стране, описанные выше.
DSCF9810.jpg

Шутка, конечно. Но везде есть своя доля правды. По крайней мере, по степени раскованности и непосредственности Белград даст фору большинству европейских столиц. А такого местами даже показного, словно назло остальному Западу, положительного отношения к России уж точно больше нигде не встретишь. Минусов в Белграде много. Их настолько много, что не замечать их просто не получается. Впрочем, глупо ждать чего-то иного от города, который, вместе со всей страной, ещё совсем недавно пережил полноценную войну на своей территории, а также последовавший за ней экономический кризис. Тем не менее, город интересный и очень приятный. Из чужих рассказов я сложил о нём куда менее позитивное мнение, а на деле всё оказалось лучше. Следующая часть будет целиком посвящена главному историческому объекту этого города - Белградской крепости, вполне достойной стоять в ряду лучших европейских достопримечательностей.
Tags: #europe, #serbia, #Европа, #Сербия, #путешествия, Белград, Сербия
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments