Инженер-дромоман (ts58) wrote,
Инженер-дромоман
ts58

Category:

Шарганская осьмица - железнодорожная изюминка Сербии

DSCF7826.jpg
Есть люди, которые любят горы. Есть люди, которые любят железные дороги. А есть те, кто фанатеют конкретно от узкоколеек. А ещё есть поклонники Эмира Кустурицы. Всё это в одном месте собралось в Сербии, в природном парке «Шарган – Мокра Гора». Здесь в качестве аттракциона для туристов, уже достаточно известного, действует небольшой железнодорожный маршрут, за причуды своей формы именуемый «Шарганской осьмицей». И поскольку я отношу себя как минимум к первым двум категориям людей, перечисленных здесь, не прокатиться по ней я, конечно, не мог.


1. «Шарганская Осьмица» - участок узкоколейной железной дороги, когда-то соединявшей Белград и курортный Дубровник. Сейчас этот маршрут охватил бы три страны (Сербия, Босния и Хорватия), а тогда это была единая даже не социалистическая Югославия, а Югославское королевство. Поезд преодолевал это расстояние за недолгие 16,5 часов, что с учётом горного рельефа делало поездку весьма щекочущей нервы. В народе тот поезд прозвали «Сумасшедший сарай».
DSCF7825.JPG

2. Ту дорогу уже давно разобрали почти полностью. Каким-то чудом сохранился небольшой участок от боснийского Вишеграда до станции Шарган Витаси в горной части Сербии. Долгое время он пребывал в полузаброшенном состоянии, пока лет 15 назад его не возродили и не запустили в экскурсионном режиме. Ретро-поезд ходит 2-3 раза в день от станции Мокра Гора до Шарган Витаси и обратно. В горизонтальном измерении он преодолевает всего около 7 километров, но из-за сложного рельефа этот путь становится для него куда более протяжённым.
DSCF7826.jpg

3. Огромное количество тоннелей, обрывов, поворотов и изгибов сделали этот коротенький отрезок чрезвычайно популярным. Дорога петляет так изощрённо, что несколько раз пересекает саму себя, только на разных высотах. Сверху её очертания напоминают восьмёрку - отсюда и название. У нас нечто похожее есть под Челябинском, в районе станции "Хребет" между Миассом и Златоустом, но там нет таких видов, да и сама дорога - вполне действующая магистраль.
DSCF7850.jpg

4. Вокзал станции «Мокра Гора», от которого отправляются и на который прибывают все здешние поезда. По большому счёту, это теперь единственная остановка, где кто-то сходит или садится. Используется как ресторан. Билеты продают в ларьке неподалёку:
DSCF8561.jpg

5. У станции есть гостиница и ещё набор какой-то стилизованной инфраструктуры, в предназначении которой я не разбирался.
DSCF8541.jpg

6. Подземный переход, который ведёт от парковки Мокра Горы непосредственно на перрон, оформлен историческими фотографиями и информацией об этой железной дороге. По сути, небольшой музей:
DSCF8567.jpg

7. Поезд по Шарганской оьсмице ходит три раза туда-обратно в тёплое время года и два – в холодное. Мягкий солнечный октябрь тут попал уже во вторую категорию (что уж говорить, если у них осенью сезонные скидки на мороженое), так что у нас на выбор было только два рейса. Думали выспаться и поехать на втором, но сын разбудил пораньше и мы приехали на вокзал за 5 минут до отправления первого поезда.
DSCF7869.jpg

8. Надо сказать сыну спасибо, т.к. если с нами ехали в основном китайцы, и вопрос был только в том, чтобы найти более комфортное место у окна, то на второй рейс уже привезли толпу местных школьников, буйных и шумных. В вагоны набивались даже стоя, хотя трястись на этом маршруте придётся долго.
DSCF7872.JPG

9. К слову, подавляющее большинство наших попутчиков были китайцами. Даже экскурсионный буклет кроме сербского продублирован всего на одном языке - на китайском. В отличие от плакатов в нац. парке "Тара", оформленных на сербском, английском и, неожиданно, русском.
DSCF7895.JPG

10. Откуда на границе Сербии и Боснии столько китайских туристов и чем именно это место заслужило у них такую популярность, я, честно сказать, не понимаю. Китайцев мы не видели ни в Белграде, ни в нац. парке «Тара», ни где-либо ещё в Сербии.
DSCF7911.JPG

11. На парковке у вокзала «Мокра Гора» вроде стоял туристический автобус с боснийскими номерами, но даже если так – куда они столь массово едут в Боснию, что их ещё сюда завозят? Ведь явно путешествуют групповыми турами, китайцы редко эстетствуют поодиночке, а тут их реально много. Но и ради одной узкоколейки они на другой континент не полетят. Что же им в Боснии показывают? И почему бы их тогда по Уралу не покатать, например?
DSCF7967.jpg

12. Второй вопрос – чем так цепляет эта милая ретро узкоколейка людей, на родине которых действует самая высокогорная железная дорога в мире? Причём не какой-то там часовой экскурсионный поезд, а настоящий экспресс в Тибет. За возможность покататься на нём многие наши туристы душу бы продали, а они сюда едут…
DSCF7993.JPG

13. Вот и в нашем вагоне китаянка полдороги делала селфи. В октябре 2019-го их близости ещё не боялись. Наоборот, даже приятные воспоминания о китайском путешествии навеяло.
DSCF7981.JPG

14. Все вагоны в поезде разные, но имеют характерный ретро-облик:
DSCF8177.jpg

15. Иные напоминают старые советские электрички, уменьшенные в масштабах, само собой, из-за узкой колеи:
DSCF8178.jpg

16. Самый неинтересный вагон - вместо пейзажей смотришь на лица попутчиков напротив:
DSCF8423.jpg

17. Есть даже узкоколейный купейный вагон:
DSCF8436.jpg

18. Шильдики. Судя по ним, вагон старше самой дороги, открытой в 1925-м. Построен в тогда ещё немецком Вроцлаве. Интересно, как он попал в Сербию? Боюсь даже представить, какие отношения после Первой мировой были между поверженной Германией и освободившейся Сербией:
DSCF8425.JPG

19. По особым случаям назначают поезд от Мокра Горы до Вишеграда, и тогда эта оторванная от остальной ж/д сети узкоколейка даже становится международной. За Вишеградом, как и за Шарган Витаси, рельсы кончаются.
DSCF8027.jpg

20. Шарганскую осьмицу часто вспоминают вместе с именем знаменитого сербского режиссера Эмира Кустурицы. Она сыграла важную роль в его фильме «Жизнь как чудо». Часть станции «Голубичи», не существовавшей до съёмок фильма, - это полноценные декорации, оставшиеся на память проезжающим.
DSCF8047.jpg

21. Более того, неподалёку Кустурица построил этнодеревню «Дрвенград», в которую многие приезжают как на экскурсионный объект. Туда мы уже не поехали. Рядом с вокзалом станции «Голубичи» - автомобиль, снимавшийся в фильме:
DSCF8044.JPG

22. Когда Шарганскую Осьмицу в конце 90-х начали восстанавливать из небытия, первоначально этим занималась группа энтузиастов, и уже потом на проект обратило внимание правительство и руководство местных железных дорог.
DSCF8059.JPG

23. На ум приходит паровозный маршрут «Бологое - Осташков», появившийся у нас по подобной схеме пару лет назад. Конечно, таких пейзажей там нет, но сам факт музеефикации старых дорог радует.
DSCF8258.JPG

24. В сторону Шарган Витаси поезд остановок не делает, только упорно взбирается в гору. Остаётся только любоваться проплывающими за окном пейзажами.
DSCF8101.JPG

25. По мере приближения к конечной, кстати, становится ощутимо холоднее.
DSCF8356.jpg

26. Тоннелей в составе этой железной дороги не просто много, а очень много:
DSCF8338.JPG

27. Важно, высунувшись из окна ради хорошего кадра, не прозевать очередной тоннель, а то может и голову снести:
DSCF8118.jpg

28. Тоннель «Александр I» отличается от остальных, и это чувствуется уже при приближении. Какой-то другой, более мощный портал, и створки ворот - стало быть, он может закрываться. Это самый длинный тоннель не только на Шарганской восьмёрке, но и на всей бывшей железной дороге «Белград - Дубровник». Назван в честь короля, правившего Сербией во время Первой мировой. При нём, в том числе, велось строительство этой железной дороги.
DSCF8129.jpg

29. Конечная, «Шарган Витаси». Рельсы закончатся через несколько сотен метров:
DSCF8136.jpg

30. Вокзал:
DSCF8144.jpg

31. Здесь локомотив из головы состава перемещается в хвост, чтобы ехать обратно. Делается это на удивление быстро. У нас, в Шаховской, например, на это уходит полчаса:
DSCF8157.jpg

32. Переход между вагонами:
DSCF8412.jpg

33. Под навесом - несколько узкоколейных вагонов и паровозов. В иных местах сошло бы за полноценный музей:
DSCF8168.JPG

34. Изредка состав таскает паровоз. Это, согласитесь, придаёт экскурсии совсем иного градуса вовлечённости и восторга. На всех рекламных буклетах неизменно печатают фото паровоза, дымящего среди скал. Однако, большую часть времени отрабатывает симпатичный, но не столь интересный тепловоз. И с нами чуда не случилось - как видно, вёз нас именно он.
DSCF8187.jpg

35. Как оказалось, самое козырное место - не у открытого окна, и даже не в купе, а в хвосте последнего вагона, откуда можно смотреть и фоткать убегающие назад рельсы с полной пейзажной панорамой:
DSCF8222.JPG

36. Это место я и занял на обратном пути, когда наш первый вагон стал последним.
DSCF8326.JPG

37. Заметен уклон:
DSCF8228.jpg

38. Проскакивают какие-то платформы, на которых поезд не останавливается. Для чего они нужны, интересно?
DSCF8265.JPG

39. Некоторые остановочные пункты так и называются - «смотровая площадка №1». Существуют они для пятиминутной стоянки, во время которой пассажиры любуются видами.
DSCF8289.JPG

40. Таких остановок несколько штук. Да и те, которые оборудованы вокзалом и имеют уникальное название, служат тем же целям:
DSCF8304.JPG

41. С некоторых видно нижние ярусы этой же дороги. Тут ещё склоны деревьями поросли, а вообще кое-где даже два "витка" одновременно можно увидеть:
DSCF8087.jpg

42. На станции «Ятаре» самая длительная остановка на всём пути. Когда-то это был пункт смены локомотива посреди горного леса. Рядом ничего особенного нет, поэтому тут не сходили пассажиры и не продавали билеты.
DSCF8069.jpg

43. Здесь можно пройтись по горной тропе и посмотреть на поезд сверху. В сезон, вроде бы, даже ресторан работает:
DSCF8371.JPG

44. С «Голубичей» и сама Мокра Гора как на ладони. Хорошо просматривается вокзал. Скоро мы туда спустимся, и наша поездка завершится:
DSCF8473.jpg

45. Храм Иоанна Крестителя у известного на всю Сербию святого источника «Бела вода»:
DSCF8483.jpg

Шарганская осьмица не бьёт наповал вау-эффектами. Это место, как и почти вся Сербия, скорее про умиротворённое созерцание, нежели про экшн. На фоне сербской природы даже инженерно-техническая крутизна этой железной дороги отходит на второй план. Наслаждаться ею желательно в уединении, так что старайтесь успеть на ранние рейсы в будни. И я хоть убей не понимаю, почему сюда тянется столько китайцев. Возможно, «Восьмёрка» попала в какой-нибудь обязательный для китайцев путеводитель по Европе. В моей памяти Шарганская осьмица останется скорее набором осенних горных пейзажей, увиденных из окна винтажного поезда. Что не делает её сколь либо менее интересной и рекомендуемой к посещению. В следующий раз закончу Златиборскую часть рассказов о Сербии маленьким городом Баина-Башта, главным вблизи нац. парка «Тара».
Tags: #europe, #serbia, #Европа, #Сербия, #природа, #путешествия, Златиборский округ, Сербия, железная дорога
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments