?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

SAM_2177

Покинув Бухарест, мы уже мысленно ехали в Беларусь. Тем не менее, перед нами ещё стояла одна обязательная цель в Румынии - Трансфэгэрашское шоссе. Эта легендарная узенькая дорога открыта на сквозной проезд немногим более двух месяцев в году и некоторыми "авторитетными изданиями" признана одной из красивейших дорог в мире. За неполных 40 лет существования она успела стать одной из визитных карточек Румынии.
Откинув весь снобизм и выпендрёж могу сказать, что дорога и окружающая природа действительно потрясают. На день мы стали детьми, с открытыми ртами глазея вокруг и не стесняясь громко и восторженно высказывать эмоции. Ниже - попытка передать то восхищение, которое мы испытали преодолевая эти 150 километров.


1. В сети румынских дорог, Трансфэгэрашн имеет обозначение "7С". Если ехать со стороны Бухареста, она начинается от города Питешти. Первые 30 километров пролегают по обычной равнинно-степной Румынии, вдоль убогих румынских и цыганских деревень. Покрытие на всей трассе среднего уровня: присутствуют ямы, трещины и неровности. Всё это вместе на первом участке от Питешти дало почву для сарказма по поводу "одной из самых красивых дорог в мире". Впоследствии сарказм быстро улетучился.
Единственный город на трассе - Куртя-де-Арджеш - выглядит очень неплохо для румынского "райцентра". Шутки шутками, а когда-то Куртя-де-Арджеш был столицей княжества Валахия. По большому счёту, город является границей, после которой начинается собственно Трансфэгэрашская трасса в своём исконном понимании.
На фото - Королевская церковь св. Николая в Куртя-де-Арджеш (Biserica Domnească din Curtea de Argeș). Постройка 1352-го года выполнена в форме "греческого креста". Имеет высокую ценность как яркий пример средневековой румынской архитектуры, ещё более ценны росписи внутри:
SAM_1625

2. Сразу за Куртя-де-Арджеш сельская цивилизация заканчивается, остаётся лишь нечастая и кучная туристическая инфраструктура да редкие горные деревни, расположенные в стороне от дороги.
Трасса была построена в 1970-1974 годах по инициативе диктатора Николае Чаушеску (того самого, что снёс половину старого города в Бухаресте и построил на его месте гигантский Дворец Парламента).
SAM_1661

3. Примерно километрах в 10-20 от Куртя-де-Арджеш мы начали балдеть от окружающих красот, улыбаться и судорожно фотографировать всё вокруг. В принципе, уже здесь можно было бы сказать, что съездили не зря.
При виде мостов и прижимов впереди, поначалу становилось немного нервозно - нам ведь предстояло туда ехать. На дальнем утёсе видно два мостика над пропастью, приближенные на следующей фотографии. Мы смотрим на них снизу вверх и видим приличную высоту над обрывом и кажущуюся хлипкость конструкции. Разумеется, внутри просыпается боязнь высоты:
SAM_1668

4. Официальной причиной строительства считается страх Чаушеску перед советским вторжением в Румынию. Насмотревшись на русские танки в Праге, он решил прорубить дорогу через мощный горный перевал, якобы для беспрепятственной переброски войск к Бухаресту. Зачем - я, честно, не понимаю. Трансфэгэрашская трасса с двух сторон на сравнительно небольшом расстоянии дублируется гораздо более проходимыми, широкими и доступными дорогами. Да и расстояние, которое она позволяет преодолеть, мало в масштабах страны. Возможно он предполагал, что перекрыв основные трассы, тупые совки не доберутся до секретной горной дороги. Наконец, напади СССР на Румынию в осенне-зимне-весенний период, ценность этой дороги тут же упала бы - шанс застать её непроходимой резко бы возрос.
SAM_1670

5. После сухой и жаркой равнинной Румынии, которая для нас закончилась, в общем-то, только в Куртя-де-Арджеш, находиться в горах очень здорово, просто блаженство. Здесь в меру прохладно, свежий и вкусный воздух, кругом бесчисленное количество речек и ручейков с прозрачной водой.
SAM_1674

6. Материальные и трудовые затраты на строительство трассы были не столь титаническими, как на возведение Дворца Парламента, но всё равно огромны. Потрачено 6000 тонн динамита. Официально погибло около 40 человек. Неофициально - только на строительстве плотины Румыния потеряла около четырёх сотен человеческих жизней. Большая часть строителей были военными.
SAM_1705

7. Проехав небольшой, но очень живописный участок подъёма по склонам полулысых скал, мы въезжаем в тоннель. На фото ниже выезд из тоннеля - слева, в скале. Представьте себе, что мы ощутили на выезде, увидев гигантскую плотину и живописное горное озеро. Кстати, в скале справа виден ещё один въезд в тоннель - это какая-то небольшая горная грунтовка, ответвляющаяся от Трансфэгэрашского шоссе. Судя по некоторым картам, она огибает озеро с другого берега. Дорога там убитая в хлам ещё до въезда в тоннель, из которого пару раз выезжали груженые лесовозы. В следующий раз (а я хочу туда вернуться) надо будет попробовать туда сунуться:
SAM_1780

8. Плотина построена в 1965-м на реке Арджеш для генерации электричества, орошения и предотвращения наводнений. Сама ГЭС находится под землёй и имеет номинальную мощность 220 Вт.
На горе, возвышающейся над плотиной на берегу озера, высится статуя Прометея с молнией в руках, как символ покорения электричества:
SAM_1770

9. В результате строительства плотины получилось изумительной красоты озеро Видрару, протянувшееся в ущелье между горами на 10 с лишним километров. Вода в нём бирюзового оттенка, берега - зелёные. Удивительно, но перед нами пример завораживающего своей красотой природного объекта, созданного руками человека:
SAM_1731

10. Не понимаю, в чём была стратегическая соль этой дороги, но достопримечательность Чаушеску оставил стране знатную, на уровне египетских пирамид.
По трассе едут достаточно медленно: народ любуется красотами. По номерам проезжающих машин можно изучать политическую карту Европы - видели почти всех. На самых крупных стоянках и смотровых площадках происходит какой-то Вавилон и полная дружба народов: итальянцы попросили их сфотографировать, с поляками просто рядом постояли на горы полюбовались, немцы тут водят хуже всех, а румыны им всем что-нибудь продают.
SAM_1760

11. Дорога внизу - служебная трасса, ответвляющаяся от основной километров за 10 до озера (мост на фото 3) и идущая к плотине более коротким путём, по низу. Заканчивается она у подножия плотины, в то время как мы, проехав по основной, - стоим наверху:
SAM_1736

12. Когда мы были на смотровой площадке плотины, пошёл ливень. Мы дождя не видели уже больше двух недель, с Киева. Промокая в своё удовольствие, поехали дальше. В принципе, мы были довольны и счастливы, плотины с горами хватило для экстаза. Если бы трасса на этом месте закончилась, мы бы всё равно признали её одной из самых красивых в мире и с удовольствием её вспоминали. Но самое интересное ещё было впереди.
После плотины трасса долго петляет по лесу, постепенно поднимаясь вверх. Тут уже начинает закладывать уши и болит голова. Становится холодно. При этом, по сторонам - лес, и осознать, что ты находишься на склоне можно только выйдя из машины и пройдя несколько метров в сторону. Из окна автомобиля этот участок выглядит уже не так интересно.
Далее дорога выходит на живописную высокогорную прямую:
SAM_1804

13. Здесь настолько свежо, хорошо и уютно, что хочется остановиться и просто побыть наедине с природой. Даже несмотря на то, что румыны, чьи грязные города вынудили нас рвануть в Беларусь вместо продолжения вояжа по Румынии, умудрились загадить мусором и этот уголок:
SAM_1805

14. Сказано-сделано. Через пару километров нашёлся очень уютный туристический комплекс у подножия гор. Здесь пришлось впервые за всю поездку доставать из чемодана тёплые вещи, лежавшие сложенными с самой Москвы. Здесь же нам ещё раз доказали, что румынская кухня прекрасна:
SAM_1845

15. Почему это место столь замечательно? Мало что ли гор в мире?
Ну, во-первых Трансфэгэрашское шоссе даёт возможность на своей (ну или на прокатной) машине с комфортом подняться на высоту 2034 метра, по нормальной (по нашим меркам) дороге, с двумя полосами на всём протяжении. Т.е. тут горы может посмотреть самый обычный человек, а не подготовленный альпинист.
Во-вторых, горы эти безумно живописны, с парой просто-таки уникальных мест.
В-третьих, Румыния, несмотря на все мои придирки в заглавном посте, - мирная и цивилизованная страна. Здесь нет войн и  бандподполья.
В-четвёртых, здесь есть минимум сервиса, хорошего, но не дорогого,  европейского уровня. Он не гадит природу, цены не задраны под потолок, но есть возможность перекусить и отдохнуть с комфортом.
Тихий и уютный горный участок преодолён. Из-за тумана начинает проглядывать махина хребта:
SAM_1835

16. Трасса берёт своё название от горного массива Фэгэраш, который она пересекает. Этот участок Южных Карпат собрал в себе высочайшие вершины страны. Дорога пересекает его на примерно одинаковом расстоянии в 5-15 километров от двух из них: горы Молдовяну (Moldoveanu) - самой высокой точки Румынии - и Негою (Negoiu).
В долине перед хребтом начинается настоящая феерия. В этом огромном пространстве, расположенном на широких горных склонах, обозреваются зелёные луга, заваленные камнями, и множество водных потоков. Дорога петляет по склонам, медленно ведя нас на самый верх. Пока мы поднимались, останавливаясь едва ли не на каждом повороте, в долину заполз туман. Он, как и мы, двигался вверх, догоняя нас:
SAM_1898

17. Туман оказался быстрее: сначала он закрыл нам виды вниз, откуда мы приехали, а потом и нас накрыл:
SAM_1924

18. Мы бродили по тропинкам в тумане, дышали прохладным влажным воздухом, садились на валуны, опускали руки в воду горных ручьёв и слушали тишину, прерываемую редкими окриками других туристов. Ощущения от этого места остались какие-то потусторонние, как будто это не на Земле:
SAM_1897

19. Вода течёт всюду, перемещаясь сверху вниз. Десятки маленьких ручейков стекают по камням долины, объединяясь и становясь речками. Вода стекает в основном по пологим склонам, проходя через специальные канавы под дорожным полотном:
SAM_1913

20. Может вода и откровенно по скалам сползать:
SAM_1923

21. Отдельная тема - это встреченные на высокогорье животные. Помимо осла, с головой залезшего в машину и из-за этого получившегося не в фокусе на фото, видели лошадь. Из "ёжика в тумане", очевидно:
SAM_1929

22. Поросята обаятельные безмерно. Бегали, похрюкивали, притворялись мёртвыми (не знаю, что они на самом деле делали лёжа без движения по несколько минут), купались в грязи.
На площадке у дороги остановилась группа суровых на вид словацких байкеров. Хмуря брови, они слезли с мотоциклов, взяли в руки фотоаппараты и принялись гоняться за хрюшками. Одна из свиней в ответ, искупавшись в грязи, вытерлась о сверкающий глушитель одного из байков.
SAM_2148

23. Ну и конечно бараны и овцы. Их тут сотни. Видели и вдалеке, на лугах, и прямо перед носом. На них смотрели все. Некоторые психологически неустойчивые люди начинали блеять, подражая овцам, голоса которых наполнили всю долину:
SAM_1944

24. Огромное стадо на максимальном приближении:
SAM_2194

25. Пастух в данном случае совсем не одинокий - с этими стадами они справлялись минимум вчетвером, направляя бараньи потоки друг другу по склону горы:
SAM_2259

26. При всей кажущейся неуклюжести, эти ребята на своих копытах удивительно здорово держатся на почти вертикальных поверхностях:
SAM_1930

27. Венцом дороги является туннель Капра (по имени реки и озера, находящихся в непосредственной близости). Здесь мы бросаем взгляд на южный склон хребта, пересекаем тоннель и выезжаем уже с северной стороны.
SAM_1943

28. Это - высшая точка подъёма. После тоннеля дорога столь же живописно спускается вниз. Здесь проходит граница исторических областей Румынии - Валахии и Трансильвании.
Сразу после тоннеля, на северной стороне, раскинулся немаленький базар, на котором торгуют как румынскими промыслами и вкусняшками, так и всяким китайским сувенирным фуфлом. Здесь же - несколько гостевых домов. За поворотом, на плато, тут расположилось ледниковое озеро Быля (Bâlea) и одноимённый водопад. Мы не знали заранее об этом и в итоге не подъехали, хотя находились метрах в десяти от него. Это чудовищное упущение ещё раз намекает на то, что в Румынию мы ещё вернёмся:
SAM_1941

29. Время пролетело незаметно. Утром мы выехали из Бухареста, проехали от силы километров 250, а день уже клонился к концу. От переизбытка впечатлений и перепада высот усталость брала верх над организмом. Мы начали спуск.
Туман оказался неожиданно настолько густым, что не стало видно вообще ничего. Наступила темнота, словно на землю резко спустилась ночь. Ехали очень медленно, ориентируясь на противотуманные фонари впереди идущих машин. Мы ещё не знали, что на протяжении почти половины спуска сбоку от нас, за символическим отбойником, была самая настоящая пропасть:
SAM_1954

30. С севера горный массив Фэгэраш заканчивается резко. Сразу после спуска становится светло и ясно, мы выезжаем на равнину, по сторонам - живописные луга, за спиной возвышаются горы. Мы направляемся в трансильванский город Сибиу, про который я расскажу в следующей части.
SAM_1981

31. Визуальная разница между Валахией и Трансильванией огромна. Проехав через горы, мы словно попали в другую страну. В Трансильвании относительно чисто, много тихих безлюдных деревень, температура комфортная для жизни, кругом - крыши из тёмной черепицы.
Мы не смогли так быстро распрощаться с горами. У нас был ещё день. Бегло осмотрев Сибиу с утра, обедать мы вернулись к тоннелю Капра.
Итак, на следующий день мы снова покоряем Трансфэгэрашскую трассу. Перед подъёмом со стороны Сибиу, на трассу нанизана трансильванская деревенька Картишоара, живущая за счёт сдачи домов туристам:
SAM_2089

32. Денёк выдался ясный. Поднимаясь вверх, мы в полной мере насладились видами, которые вчера были закрыты туманом. А заодно увидели, вдоль какой пропасти мы ехали, не подозревая об этом.
SAM_2091

33. В отличие от южной стороны, подъём здесь резкий - со склонов хорошо видны поля у подножья горы и деревеньки на горизонте:
SAM_2092

34. С южной стороны извилистых лесных ущелий нет. Здесь, в ясную погоду, перед нами во всей своей фантастической красе предстало масштабное природное величие Карпат:
SAM_2101

35. На трассе много вот таких укреплений-галерей в местах возможного камнепада и схода пород. На вид кажется невозможным, что крыша на тоненьких ножках держит на себе кусок скалы. Когда она, интересно, обвалится?
SAM_2106

36. На южной стороне склона хребта подъём осуществляется почти что в одной и той же вертикальной плоскости. При езде по трассе здесь кажется, что координаты машины меняются только вверх-вниз, а на горизонтальной проекции это больше похоже на колебания, т.к. дорога змейкой поднимается наверх:
SAM_2155

37.
SAM_2174

38. Очень яркий типаж девушки из какой-то североевропейской семьи. К сожалению, она, наблюдая за баранами, не удержалась от соблазна и тоже заблеяла, начав им подражать:
SAM_2250

39. Дорога поднимается по ущелью между двумя параллельными отрогами, двигаясь в сторону тоннеля, расположенного наверху и по середине, в том месте где отроги сходятся. Для ориентира - снято уже сверху:
SAM_2207

40. Никакие фотографии, никакие слова этого не передадут. Надо видеть.
SAM_2177

Сомнение в том, что мы зря уезжаем из Румынии, зародилось в Бухаресте. На Трансфэгэрашской трассе мы это поняли очень отчётливо. Но было уже поздно.
Следующая часть про город Сибиу станет заключительной в румынской серии.

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
livejournal
Apr. 28th, 2013 10:36 pm (UTC)
Тырю. ;) Трансфэгэрашская трасса, Румыния - чистый вост
Пользователь eduardich2 сослался на вашу запись в записи «Тырю. ;) Трансфэгэрашская трасса, Румыния - чистый восторг» в контексте: [...] Оригинал взят у в Трансфэгэрашская трасса, Румыния - чистый восторг [...]
livejournal
Jun. 15th, 2013 09:16 pm (UTC)
Сибиу - парадная Румыния
Пользователь mturnn сослался на вашу запись в записи «Сибиу - парадная Румыния» в контексте: [...] - из полутора дней пребывания в нём, на полдня нас обратно потянули горы и Трансфэгэрашская трасса [...]
livejournal
Jun. 15th, 2013 11:03 pm (UTC)
Сибиу - парадная Румыния
Пользователь era111 сослался на вашу запись в записи «Сибиу - парадная Румыния» в контексте: [...] - из полутора дней пребывания в нём, на полдня нас обратно потянули горы и Трансфэгэрашская трасса [...]
and_tchernikov
Jul. 25th, 2013 10:08 am (UTC)
Хороший пост!
Мы думаем в следующем месяце поехать в Румынию, как раз штудируем тырнет на предмет куда заехать чего посмотреть, ну и для меня на первом месте что бы поснимать... Обязательно хочу проехать по Трансфагарашанской трассе. Подскажите, пожалуйста, как там обстоят дела с парковкой на протяжении трассы, можно ли безболезненно останавливаться в местах, которые покажутся фотогеничными? :) Есть ли отклонения от основной трассы чтобы добраться до "более красивых" :) мест?
P.S. Кстати, думаю вот здесь "номинальную мощность 220 Вт" ошибочка вышла, скорее всего правильно было бы "220 тыс. квт".

Edited at 2013-07-25 10:47 am (UTC)
ts58
Jul. 26th, 2013 07:28 am (UTC)
В подавляющем большинстве мест с парковкой проблем не будет. Только там, где конкретный обрыв, встать может быть тяжело) Как правило, везде есть обочины, а в особо красивых местах - стоянки.
Про отклонения: есть пара совсем небольших в сторону от трассы, это мелочи. Одно интересное отклонение закрыто для праздных туристов (ведёт к аппаратной ГЭС). Есть только одно существенное отклонение от трассы - от плотины дублирующая дорога ведёт по другой стороне озера и выходит на основную километров через 15-20. Въезд - через тоннель сбоку от плотины (см. фото №7 и описание к нему). План дороги можно увидеть на гугл-картах на максимальном приближении. Но эта дорога грунтовая и, судя по всему, паршивого качества, по ней в основном лесовозы ездят. Не думаю, что она сильно красивее, просто более дикая.
and_tchernikov
Jul. 26th, 2013 08:40 am (UTC)
Спасибо за исчерпывающий ответ!
Интересно насколько паршивого качества, но думаю если доедем до туда, то попробую вернуться по ней, вдруг не так страшно, у меня все-таки паркетник, а не легковушка, может и получится проехать :)
alivan432
Mar. 7th, 2015 07:57 am (UTC)
Россия и Румыния - схожесть
Мы тоже побывали в Румынии в сентябре 2014 г.К сожалению по причинам похолодания резкого переехать по Трансфагашскому шоссе полностью Карпаты не смогли.Такое резкое аномальное похолодание в сентябре со снегом вопреки многолетней статистике! Вот доехали до верха и назад вместе с колонной мотоциклистов из Голландии,беднягами- лед гольный пошел ! До -2 гр. и ниже мороза,шипов нет.А в целом,мне Румыния понравилась тем,что она живет по средствам -это видно и в столице и в Брашове,везде,нет понтов на некоторых улицах,везде в среднем так ,как должно быть по их доходам (в отличие от России).У нас лоск в Москве,а отъехайте на 300 км от нее-бедность,бардак и неудобно ВСЕ! Дороги,вокзалы,развязок нет....У румын на дорогах в Трансильвании мне понравился все-таки европейский подход ко всему.Эти кольца на перекрестках с клумбой ,без светофора.Светофоры в 2-х уровнях по высоте (для близко- и далеко-стоящих машин ,все видно,что сейчас будет).Мостики в Прядел,Бране через дорогу для пешеходов...У них не богато ,но более удобно для людей.Даже метров Бухаресте ,пусть без бронзы и мрамора,не новое,грязноватое,но более удобное,чем российское.Архитектура городов тоже полу-совдеп панельный,но сколько умно сделано парковок! Разлиновано,№ места стоят.А\м больше на 1 т. чел.,а проблем не увидел с местом для авто.Вероятно у них не главное удивить всех Олимпиадой,ЧМ футбольным,новыми территориями присоединенными,а главное постепенно делать удобным проживание граждан своей страны.
livejournal
Sep. 25th, 2015 09:01 am (UTC)
Тамань и мартовское побережье Азова
Пользователь ilonazhi сослался на вашу запись в своей записи «Тамань и мартовское побережье Азова» в контексте: [...] довольно приличная для подсобного хозяйства отара овец (хотя с сотнями баранов в горах Румынии [...]
livejournal
Sep. 25th, 2015 09:14 am (UTC)
Тамань и мартовское побережье Азова
Пользователь falyosa сослался на вашу запись в своей записи «Тамань и мартовское побережье Азова» в контексте: [...] довольно приличная для подсобного хозяйства отара овец (хотя с сотнями баранов в горах Румынии [...]
livejournal
Apr. 17th, 2016 09:22 pm (UTC)
Сибиу - парадная Румыния
Пользователь falyosa сослался на вашу запись в своей записи «Сибиу - парадная Румыния» в контексте: [...] 7. Трансфэгэрашская трасса, Румыния - чистый восторг [...]
livejournal
Mar. 5th, 2017 04:55 pm (UTC)
Чанбайшань - уникальное горное озеро и кусочек Северно
Пользователь mturnn сослался на вашу запись в своей записи «Чанбайшань - уникальное горное озеро и кусочек Северной Кореи» в контексте: [...] не сажают - тут всё строго. 24. Серпантин потрясающе живописный, не хуже Трансфэгэрашской трассы [...]
( 11 comments — Leave a comment )

Profile

ts58
Инженер-дромоман

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner