Инженер-дромоман (ts58) wrote,
Инженер-дромоман
ts58

Category:

До Ржева на пригородных

SAM_4417.JPG
Наконец-то руки дошли до старых поездок, о которых я всё никак не мог написать. Кажется, июнь 2015-го был ещё вчера. Тогда на День России я прокатился в Ржев и Зубцов посредством железной дороги. Рижское направление, даром что одно из магистральных, выходящих из Москвы, ещё в Московской области становится глухой неэлектрифицированной и без пяти минут малодеятельной веткой. Сразу за станцией Шаховская наступает царство "Кукушек" и коротеньких низеньких платформ. Само собой, именно туда меня и тянуло...


1. Стартуем от станции "Тушино", где Рижская ветка пересекается с Таганско-Краснопресненской линией метро. Красота неимоверная: тепло, но не жарко, солнышко, зелень, свежий июньский воздух. И это потрясающее чувство, когда в метро в предпраздничный день все с хмурыми невыспавшимися лицами в костюмах едут на работу, а ты в удобной одежде и с рюкзаком - в путешествие.
SAM_4403.JPG

2. Вопреки всем страшилкам о провинции, вся маргинальная публика была встречена здесь, на станции Тушино. Алкаши, склочные бабки, попрошайки, цыгане и мигранты. Уже где-то после Нахабино последние их представители покинули вагон, и больше я ничего подобного не видел за все два дня своей поездки. И хотя уже в 2015-м по Рижскому направлению ходило множество новеньких составов (а сейчас там вообще лучший пригородный парк, который я видел в России), до Шаховской подали видавшую виды рижскую электричку. Впрочем, в антураж поездки она отлично вписывалась:
SAM_4407.JPG

3. Вот она на конечной станции Шаховской. Дальше электрификация заканчивается, а линию обслуживает уже не богатая Московская железная дорога, а Октябрьская, для которой этот участок - ещё и глушайшая окраина. Отрезок пути от Тушино до Шаховской я не фотографировал вообще, полагая, что он изъезжен всеми, кем только можно, а, наверное, зря. Извилистая и не особо загруженная рижская ветка, как часто бывает в подобных ситуациях, крайне живописна.
SAM_4410.jpg

4. Расписание "Кукушек" за два с половиной года не изменилось (считай, не отменили последнюю пару). Поезд уходит в Ржев либо днём (кроме пятницы и воскресенья), либо поздно вечером (в два оставшихся дня). Т.е. если нужно сгонять в те края на выходные, то это худо-бедно можно сделать. Более того, с удивлением узнал, что в советское время плотность пригородного движения здесь была даже хуже, чем сейчас, - ходило всего 4 пары в неделю. Так что не всё меняется только к худшему. Между электричкой из Москвы и отправлением "Кукушки" в Шаховской есть около 40 минут, которые я потратил на пробежку по окрестностям вокзала. Его здание здесь - послевоенное, типовое для этой линии. До Ржева я встретил ещё как минимум два таких же, один из которых покажу далее. Любопытно, что в кассах вокзала билеты продают только на электрички в сторону Москвы, обслуживаемые МЖД. На ржевский поезд, относящийся к ОЖД, можно купить билет только у тамошних проводников.
SAM_4409.JPG

5. Шаховская - посёлок городского типа, рождённый в 1901-м году появлением здесь железной дороги и станции, так что ничего сверхъестественного тут нет. Просто достаточно оживлённый населённый пункт, по численности населения превосходящий почти четверть всех городов страны, с прямым ж/д сообщением с Москвой, что автоматом делает его привлекательным местом для небогатых приезжих из регионов и зарубежья.
SAM_4412.JPG

6. Забавный факт из истории Шаховской: электрификацию линии от Волоколамска протянули аж в 90-е. Т.е. не так давно, да ещё и в пожалуй самые бесхозные и бедные для страны годы за долгое время. В итоге используется это дорогое удовольствие всё равно только электричками, т.к. локомотивы поездов по-прежнему меняют в Волоколамске.
Администрация посёлка:
SAM_4413.JPG

7. Вплотную к ж/д платформе примыкает автовокзал, с которого едва ли не ежеминутно уходят автобусы в населённые пункты немаленького Шаховского района МО, а также в соседние районы:
SAM_4415.JPG

8. Внутри автовокзала - буфет, в котором я коротал время в ожидании электрички на обратном пути. Дешёвый чай в пластиковом стакане, булочка с картошкой, клеёнка на столе и всякие фикусы на подоконнике. Неумолимо повеяло ностальгией.
SAM_5072.jpg

9. А вот уже и "Кукушка" из Ржева прибыла, ссадив небольшое количество пассажиров. Тепловоз ловко и быстро отцепили и по соседнему пути перегнали к хвосту вагона и, по совместительству, всего поезда. Хвост после этого стал головой. Стоит он тут совсем недолго и скоро отправляется в обратный путь. Думаю, это тоже связано с тем, что поезд относится к ОЖД, а станция - к МЖД.
SAM_4411.JPG

10. Поезд состоит из одного-единственного плацкартного вагона. Что удивительно, не серо-красного, а зелёного, хотя в 2015-м году перекрашены были уже почти все:
SAM_4416.JPG

11. Судя по разговорам пенсионеров-дачников в поезде, ещё в прошлом сезоне тут ходило два вагона. А вместе с укорачиванием состава подняли и цены. Для многих пассажиров это даже в тот день стало сюрпризом, и они высказывали своё "Фи" мало на что влияющим проводницам. И если большую часть времени один вагон тут действительно оправдан, то в предпраздничные дни, пятницы и субботы летнего сезона (я как раз попал в такую ситуацию) он набивается очень сильно: люди едут даже в тамбуре. По этому направлению много дач, и маятниковые миграции их владельцев нельзя не учитывать.
SAM_4417.JPG

12. Энергоэффективность в действии: магистральный ТЭП70 тащит один пассажирский вагон в пригородном сообщении. Само собой, в такой ситуации говорить о привычной плавности трогания не приходится. Дёргает его на старте будь здоров, а разгоняется и ускоряется такой состав с резвостью среднестатистической иномарки:
SAM_4436.JPG

13. Контингент - стандартный для таких поездов: небогатые дачники, пенсионеры и рыбаки, за исключением одного "но". Когда я ехал из Шаховской в Ржев, весь отрезок пути активно то ли ремонтировали, то ли обслуживали. Ближе ко Ржеву вагон более чем наполовину наполнился путейцами, которые заходили едва ли не на каждой остановке. Более того, для них поезд делал остановки "по требованию", там, где это не предусмотрено, как маршрутка.
SAM_4419.jpg

14. Ехали все, естественно, бесплатно, в грязных спецовках, с громоздким инструментом и сильно помятые. Видимо, после смены. Шумели, играли в карты, спали лёжа на плацкартных полках. Ближе к концу поездки появилось ощущение, что мы едем на служебном транспорте. К чести их сказать, ничего сверх описанного они не делали, даже матом не ругались. Что, честно говоря, показалось даже странным.
SAM_4422.JPG

15. Рижская магистраль пролегает достаточно неудачно: от Москвы до Риги на ней нет ни одного по-настоящему крупного города, а в саму Ригу, по понятным причинам, сейчас потоки пассажиров крайне низкие. Как итог, более глухой из всего московского узла является только Савёловская линия.
SAM_4434.jpg

16. В районе села Княжьи Горы начинается немаленький массив московских дач. Виды из окна сразу стали как-то более цивильными. Поля возделываемые, домики аккуратные - километров десять едешь, будто и не Тверская область вовсе.
SAM_4423.jpg

17. На о.п. 176-й км. внезапно обнаружилась высокая платформа, единственная на всём пути. Даже в Зубцове низкая. К чему она здесь? За ней, кстати, видно новенькую асфальтированную дорогу, довольно долго тянущуюся вдоль ж/д полотна. Судя по фото в интернете, появилась она тут недавно, видимо - к дачам.
SAM_5071.jpg

18. Впрочем, этот участок заканчивается, и мы вновь оказываемся в типичной Тверской области. Что меня вообще убило - на одном из о.п. поезд останавливается прямо на действующем переезде. Один-единственный вагон как раз встаёт в ширину дороги. Немногочисленные машины ждут, пока люди сойдут на дорогу и удалятся с неё. Почему, интересно, именно в этом месте не смогли расчистить площадку для высадки в стороне от переезда?
SAM_5069.JPG

19. Вообще железнодорожная инфраструктура, вокзальчики, платформы выглядят здесь получше, чем на Савёловской линии или тупиковых направлениях. Видимо, определённый магистральный статус, в отличие от той же Савёлки, тут всё же существует.
SAM_4424.JPG

20. Интересный факт: выше я упоминал, что рижская железная дорога - извилистая. Если взглянуть на карту, то это хорошо заметно. В результате этого фактический путь, который проходит поезд, получается заметно больше прямого расстояния между начальной и конечной точками. Соответственно, и по времени проигрыш солидный. А всё почему? Потому что Московско-Виндавскую железную дорогу (как она называлась исторически) строили в начале XX-го века в условиях сильно ограниченного финансирования и времени, и все естественные преграды на пути дорога просто огибала. Сложные инженерные сооружения предпочитали не строить лишний раз.
SAM_4425.JPG

21. Июнь - время цветения люпинов. Вдоль дороги их было огромное множество. Чудесной красоты время! С тех пор у меня уже появилась традиция - именно на День России прокатиться куда-нибудь по глухим железным дорогам. Надеюсь, и в этом году удастся...
SAM_4428.JPG

22. Очередная группа путейцев наслаждается жизнью среди люпинов у железнодорожного полотна:
SAM_4427.JPG

23. Проезжаем крупное по меркам местной глухомани (полторы тысячи человек) село Погорелое Городище, которое по некоторым данным старше Москвы и когда-то было древним русским городом Держеславлем. Вокзал здесь такой же, как и в Шаховской, только почему-то неотреставрированный:
SAM_4429.jpg

24. Удивительно, но в полях вдоль дороги даже стада коров встречались. Не успел их сфотографировать, так что привожу фото скучного вокзала на разъезде Курково:SAM_4432.JPG

25. Прибываем в Зубцов - первый город на всём пути от Волоколамска. Здание вокзала тут вроде бы оригинальное, но сильно переделанное ещё при советах, а я застал его и вовсе в процессе заделки сайдингом:
SAM_4438.JPG

26. Здесь я вообще-то и сошёл, а до Ржева добирался уже на следующий день, на автобусе. Полностью путь от Ржева до Шаховской я проделал только при движении обратно, но здесь логику повествования нарушать не буду. Зубцовская водонапорка, тоже оригинальная:
SAM_4439.JPG

27. А вот и вокзал станции Ржев-Балтийский - самый большой и вычурный на всей линии от Рижского вокзала Москвы до Великих Лук:
SAM_4733.JPG

28. Вокзал отстроен после войны на месте уничтоженного в ходе бомбардировок исторического здания. Проекты были куда более помпезные, но из-за экономии остановились на этом. Сегодня "Ржев-Балтийский" - вероятно, самый живой из вокзалов на линии, наряду всё с теми же Великими Луками. Но выглядит всё равно как-то бедненько. Что удивительно, т.к. РЖД наводит лоск на куда более глухих станциях.
SAM_4738.JPG

29. Как можно догадаться из названия, вокзал в городе не единственный. Есть ещё "Ржев-Белорусский", исторически первый в городе. Он находится на северной окраине, на линии "Лихославль-Вязьма", которая в Ржеве пересекает Рижскую магистраль. Его покажу непосредственно в рассказе про Ржев.
Вид с перрона в сторону Москвы:
SAM_4737.JPG

30. И в сторону Великих Лук:
SAM_4735.JPG

31. Внутренности вокзала сохранились практически в первозданном виде. Тут начинаешь радоваться, что реновация до него не дошла:
SAM_4734.JPG

Здесь я заранее купил обратный билет, и кассирша даже почти не удивилась, как это обычно бывает на подобных станциях. Но это был уже второй день поездки, когда я с утра добрался в Ржев на автобусе. Сначала же я сошёл в Зубцове и детально его осмотрел. Город мне неожиданно очень понравился, и про него я с удовольствием расскажу в следующий раз.
Tags: #РЖД, #Россия, #Тверскаяобласть, #путешествия, Зубцов, Московская область, Ржев, Тверская область, железная дорога
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments