Инженер-дромоман (ts58) wrote,
Инженер-дромоман
ts58

Categories:

На дизель-поезде из Тулы в Черепеть


Ранняя весна. Долгожданные золотистые лучики солнца наконец нашли дорогу к земле. Снег ещё до конца не стаял, но вокруг уже витает это ощущение освобождения, словно гора с плеч. На душе легко, воздух сырой и вкусный. В такое время самая обыденная прогулка в парк превращается в настоящее романтическое приключение, что уж говорить о путешествии на поезде по глубинке Тульской области. Под неторопливый стук колёс пригородного дизеля, делающего частые остановки, удобно и интересно смотреть в окно на холмистые поля, реки, перелески, аккуратные вокзальчики, редкие и одинокие домики. Помимо проносящихся за окном пейзажей, в этом рассказе представлены фотографии подвижного состава, на котором удалось покататься, а также короткая прогулка по агломерации посёлков в окрестностях станции Черепеть, включая натуральную экологическую катастрофу заброшенной дамбы на одноимённой реке.


1. Перво-наперво скажу, что это была не одна поездка. В Черепеть и окрестности я этой весной мотался несколько раз, поэтому погода на разных кадрах может сильно отличаться. Ездил я в основном на машине, но один раз решил совместить приятное с полезным и прокатиться на так удачно курсирующем в тех краях дизель-поезде. Хронологию повествования для простоты склею таким образом, будто я съездил из Москвы и обратно на поездах за два дня. Итак, стартуем с Курского вокзала, на экспрессе "Москва-Тула", по старой привычке иногда называемом "Спутник". Как правило в роли таких экспрессов, соединяющих Москву с соседними областными центрами, выступают обычные электрички в улучшенной комплектации. На сей же раз моей радости не было предела, когда к платформе подали новенький ЭП2Д:


2. Это последняя и самая современная на сегодняшний день модификация классической советской электрички. В плане технических решений и комфорта, впрочем, она от неё уже очень далеко. Выпускается с 2015-го года. Скорость за городом она стабильно держит около 110, что на этом направлении практически уравнивает её с именитой "Ласточкой". Ей ЭП2Д проигрывает во времени только за счёт нескольких остановок в пути. Салон самого дешёвого класса:


3. Дизель-поезд на Черепеть отправляется из Тулы в 6:57. Ближайший к этому времени поезд из Москвы "Санкт-Петербург - Владикавказ" уходит с Курского в 3 ночи, а в Туле ещё и вокзал нужно менять. В таком случае я гарантированно получил бы почти двое суток без сна. Дабы не издеваться над собой, я прибыл в Тулу вечером и переночевал в хостеле неподалёку от Московского вокзала. Проснувшись пораньше, я двинулся в сторону Ряжского вокзала, откуда и уходит наш состав. Раннее утро выходного дня, когда уже светло, но людей на улицах ещё нет, прекрасно в любом большом городе. Тула не стала исключением:


4. По пути хотел позавтракать кулинарией из SPAR'а, но из-за замеченного на прилавке таракана пришлось сдаваться нелюбимому Макдаку. Наконец я стал счастливым обладателем билета "Тула-Черепеть" и вышел на платформу. В Черепеть, равно как и в Алексин, ходит поезд не из Тулы, что казалось бы логичным, а аж из Новомосковска, со станции Урванка. Так что Тула для него является лишь промежуточной станцией, на которой нужно запрыгнуть в проходящий мимо состав. Дело в том, что именно в Новомосковске находится моторвагонное депо, и большинство дизель-поездов Тульской области в качестве одной из конечных имеют станцию Урванка. На практике, ехать транзитом через Тулу мало кому нужно. Основной поток пассажиров катается между Тулой и Новомосковском. На запад Тульской области едет значительно меньшее количество людей, и те в основном садятся в областном центре. Но особенно удивили меня в Туле электрички из депо "Новомосковск". Как они сюда попадают, ведь в Новомосковске электрификация замкнутая и с внешним миром вроде бы не связана?
Фото поезда сделано уже в Черепети.


5. Дизель-поезд РА-2, курсирующий по всем неэлектрифицированным веткам Тульской области, на которых ещё осталось пассажирское движение, комфортнее, быстрее и приятнее привычных "кукушек", которые бороздят аналогичные маршруты Тверской и Владимирской областей. Визуально - вообще небо и земля. Там - древние сидячие и плацкартные вагоны под тяжёлым тепловозом, тут - лёгкий новенький состав со стеклопакетами, бегущей строкой и автоинформатором. Получше многих электричек будет. И почему так повезло именно Тульской области? Почему бы такие не пустить по той же савёловской ветке, в сторону Калязина?


6. Основная масса фотографий из окна сделана на обратном пути ввиду гораздо более живописной погоды. Поутру лежал свежевыпавший снег, а небо затянуло облаками. На переднем плане - главная тульская река Упа, а на горизонте - предместья города самоваров и пряников. По густонаселённой местности тульской агломерации поезд идёт аж минут 30. Что уж, впрочем, тут говорить, если экспресс "Москва-Тула" почти половину времени следования проходит по территории столицы. Это, правда, с учётом Новой Москвы.


7. Мы прибыли на станцию Черепеть. Виды из окна отложим, пока прогуляемся здесь. Местность эта достаточно интересна по своей организации. Здесь сложилась небольшая агломерация, довольно плотно заселённая для провинции. Два соседних города - древний Чекалин и преуспевающий Суворов - соединяет 15-километровая дорога, на которую словно бусины на нитку нанизаны посёлки: Рождествено, Черепеть, Краинка, Балево, Лужковский и ещё несколько совсем мелких. Центром притяжения здесь однозначно является Суворов - удивительно ухоженный и благополучный для Тульской области город, о котором я обязательно расскажу отдельно.
Вокзал, необычайно солидный для небольшого посёлка, построен в 1940-м, вместе с железной дорогой.


8. Дизель-поезд проходит через Суворов незадолго до конечной. А вот до Чекалина, помнящего ещё Ивана Грозного, он уже не доезжает. Даже остановочный пункт близ города давно ликвидирован. На самом деле, город Чекалин сегодня сильно уступает даже посёлкам этой агломерации (той же Черепети, побывавшей в своё время даже райцентром), и статус города носит исключительно как дань истории. По-моему, тут даже детей возят учиться из города в сельские школы. Про Чекалин, несомненно, тоже будет отдельный пост. А сейчас мы прогуляемся по двум ближайшим к станции посёлкам - Рождествено и Краинке, плавно перетекающим друг в друга. Формально, я ещё был в Новой Черепети: это пристанционный посёлок, в котором расположен вокзал. Но тут вообще смотреть не на что. Сама же Черепеть отсюда далековато для пешей прогулки.
Рядом с вокзалом (как раз в Новой Черепети) - мемориал, посвящённый погибшим в Великой Отечественной. В октябре 41-го в этих местах шли ожесточённые бои с немцами.


9. В центре села Рождествено - шикарный для сельского населённого пункта дом культуры. Судя по всему, построен на самом закате СССР. Отделан чуть ли не армянским туфом, даже барельеф на фасаде есть. Чекалину такой ДК и не снился. Перед ним - мемориал Великой Отечественной. Ровно на этом месте когда-то стояла старинная Рождественская церковь, в честь которой, видимо, и назвали село. ДК, кстати, вполне действует, как и некоторые предприятия агрокомплекса в посёлке.


10. Вообще, для сельской местности в Тульском регионе эта агломерация выглядит удивительно бодро. На самом деле, это вполне объяснимо: по меркам провинции здесь много рабочих мест. Ядром посёлка Краинка, в частности, является одноимённый санаторий. По-моему, посёлок даже имеет статус курорта. Территория санатория огромна и открыта для посещения. Тут можно погулять как по парку. Курорт основан здесь ещё в XIX-м веке, но существующие сейчас здания родом в основном из СССР. Планы на это место явно были грандиозные: здесь около десяти корпусов. Видимо, из Краинки хотели сделать нечто вроде главной здравницы густонаселённой промышленной Тульской области. Но в 90-е что-то пошло не так. Сегодня по окнам большинства корпусов видно, что они законсервированы и используются в лучшем случае как склад. Отдыхающих на территории встретили человек 5. Прогуляться по санаторному парку хорошо, можно даже в бювет заглянуть. Но общее впечатление грустное.

11. Впрочем, с курортными делами тут всё не безнадёжно. Всё же санаторий "Краинка" действует несмотря ни на что и даже обзавёлся крутым сайтом, слабо соотносящимся с увиденным на территории. А неподалёку, на границе посёлков Краинка и Рождествено, расположился другой санаторий - "Лихвинские воды". В советские годы это был какой-то местечковый пансионат рядом с основным курортом, а сейчас - будто наоборот. Судя по всему, в наше время он попал в частные руки и его неплохо реконструировали. Рядом с небольшим аккуратным корпусом стоит множество дорогих машин, цены в санатории не сказать чтобы низкие. Эти гуси сфотографированы как раз около его забора. А вот территория у него маленькая и неинтересная. Там гулять особого смысла нет.

12. Но вот, пожалуй, чего не напишут на официальных сайтах обоих санаториев и что помешает возродить здесь большой курорт, - это натуральная экологическая катастрофа, разразившаяся вблизи обеих здравниц. В паре десятков метров от забора "Краинки", на реке Черепети, являющейся основным водоёмом для рекреационной зоны, возведена дамба. Сегодня она уже заброшена и представляет жалкий техногенный абандон. Но дело даже не в ней...


13. ...а в воде, которая течёт по руслу реки. Как видно на фото, она цвета нефти. Запах на берегу стоит исключительно тошнотворный - похоже больше всего на канализацию. Местные говорят, что в реку сливают отходы со спиртзавода в посёлке Лужковский, также входящем в эту агломерацию. В это можно поверить, т.к. уже в Суворове, что выше по течению относительно Лужковского, вода в реке вполне нормальная. Вот кадр ниже плотины:


14. А вот - выше. Как видно, река здесь течёт каким-то совсем узеньким ручейком, а дно её достаточно широкого русла оголено. И покрыто оно какой-то серой вязкой жижей, в которой запросто можно увязнуть, а то и раствориться. И здорово, что завод работает и даёт рабочие места. И спирт местный, говорят, хорошего качества. Но с этим что-то надо делать. Так нельзя...


15. Отбросим, впрочем, тяжёлые мысли. Нас ждёт обратная дорога. Ветка Тула - Сухиничи построена к 1941-му году, отчасти дублируя и заменяя узкоколейку Тула - Лихвин (так назывался Чекалин до 1944-го). Последний отрезок узкой колеи Ханино - Лихвин практически совпал с новой дорогой, так что он сразу же был закрыт. Путь же от Ханино до Тулы широкая и узкая колея преодолевали по-разному, так что этот участок старой дороги ещё какое-то время существовал. Впрочем, в итоге его всё равно закрыли. Сегодня одним из немногих сохранившихся напоминаний о ней является здание вокзала "Тула-Лихвинская", затерянное где-то в промзонах города и используемое в служебных целях.
Вокзал станции Балево:


16. Организация пассажирского движения на этой ветке для меня вообще остаётся загадкой. Лет 5-7 назад тут ещё ходил более-менее адекватный пригород из Тулы в Козельск. Там можно было пересесть на дизель до Сухиничей, таким образом доехав до следующей магистральной ж/д "Москва - Киев". Но потом поезд сократили до Черепети, и теперь участок отсюда до Козельска пригородным сообщением вообще не охвачен.


17. Вопрос, почему поезд ходит именно до Черепети, ещё объясним: это, видимо, последняя станция на территории Тульской области. Как известно, пригородные перевозки сейчас оплачиваются регионами, поэтому электрички на границах областей поисчезали очень много где: субъекты федерации договориться между собой не могут. Но вот почему единственный проходящий раз в неделю по этой ветке поезд дальнего следования "Барановичи - Караганда" делает остановку в Черепети, а город Суворов проезжает мимо, для меня загадка.


18. Суворов - центр всей здешней жизни, оплот цивилизации в этих краях; станция же Черепеть находится в тихом посёлке. Объяснить это отсутствием подходящего терминала в городе не получится: в Суворове есть вполне полноценная станция Збродово. Жителям Суворова, в котором как ни крути сосредоточены все наиболее активные и платёжеспособные граждане данной местности, вероятно было бы удобно, чтобы в городе останавливался хоть какой-то поезд. На котором, вообще говоря, можно много куда уехать. В черте Суворова железная дорога проходит по берегу Черепетского водохранилища, что делает поездку ещё более живописной:


19. Водохранилище создано одновременно с постройкой Черепетской ГРЭС, для охлаждения её агрегатов. О ГРЭС поподробнее - в посте про Суворов. Там же будет и вокзал станции Збродово - главной в городе. Пока же едем дальше. На воде видны сооружения черепетского рыбхоза:


20. Вдалеке на берегу виднеются градирни Черепетской ГРЭС:


21. По сравнению с местностью к северу от Оки, в здешних краях гораздо живописнее. Когда едешь на поезде, допустим, по Тверской области, наблюдаешь, как правило, с двух сторон стены леса, прерываемые разве что реками да населёнными пунктами. Здесь же уже начинается переход к лесостепной зоне. Становится значительно больше открытых пространств. Можно наблюдать холмы, поля, перелески, реки, балки. Благодаря этому, пейзажи, открывающиеся из окна поезда "Черепеть - Урванка", изумительно красивы.


22. Сразу за Суворовым и вплоть до путепровода над тульской объездной, местность вдоль железной дороги становится довольно глухой. Это раньше паровозный гудок приносил за собой развитие цивилизации в те или иные края, а сегодня жизнь как ни крути завязана на автотранспорт. Дорог же из Суворова в этом направлении как-то нет.


23. Их тут вообще, строго говоря, нет. Редкие переезды выглядят в основном так:


24. Пару асфальтированных дорог пересекли только в окрестностях райцентра Дубны. Вообще поездка по железной дороге позволяет взглянуть на знакомые места под другим углом. Когда едешь по автомагистрали, не приходит такого отчётливого ощущения, насколько неосвоены и пусты здесь территории, сколько "гуляет" земли.


25. Проезжаем деревню Марково. Хорошо видна заброшенная Воскресенская церковь середины XVIII-го века:


26. Вскоре мы прибыли на станцию Ханино. Надо заметить, что широтная ветка "Тула - Сухиничи" не является тупиковой и, как следствие, совсем уж малодеятельной. Помимо пары пригородных поездов и ПДСа раз в неделю, тут наличествует и движение товарняков, значительная часть которых обслуживает ГРЭС. В связи с этим, на линии много станций и относительно густое путевое развитие, хоть между ними она и однопутная. Впрочем, наличие такого шикарного вокзала в Ханино всё равно удивляет. В пристанционном посёлке проживает менее 10 человек, а само Ханино - некогда крупный посёлок с развитой промышленностью, через который проходила узкоколейка, - находится в десятке километров отсюда по грунтовым дорогам, и никто в здравом уме не будет использовать эту станцию, чтобы туда добраться.


27. Классический "домик станционного смотрителя", какие бывают вдоль железных дорог во всех уголках нашей необъятной родины. Этакая жизнь в себе, просто-таки поэтический образ.


28. Что бы ещё могло удивить в такой поездке? Никогда бы не подумал, но откровением стал голос диктора, записанный в автоинформатор дизель-поезда. Сам диктор, кстати, в своих объявлениях называл поезд "рельсовым автобусом". В "кукушках" по понятным причинам остановки может объявлять разве что проводница, и то по собственной инициативе. В подмосковных электричках это делает привычный несколько механизированный женский голос. Здесь же все эти посёлки объявляет чёткий хорошо поставленный баритон, несколько старомодный, будто пришедший с советских радиоэфиров.


29. Едва ли не через станцию он повторял несколько угрожающую речь о повышенной террористической угрозе и призыв быть бдительным. Наряду с невероятным количеством полиции на тульском вокзале, он сделал поездку слегка нервной. На этом фоне было даже немного странно, что на меня никто не обратил внимания, пока я всю дорогу детально фотографировал окрестности и железнодорожную инфраструктуру.


30. Не все станции находятся в таком образцовом состоянии, как Ханино и Черепеть. Маленький типовой вокзал в посёлке Крушма, например, заброшен. Хотя платформы почти везде высокие.


31. Помимо всего прочего, эта поездка подарила мне интересного попутчика. Дядька лет сорока простого рабочего вида был единственным пассажиром помимо меня, севшим на старте - в Черепети. Разговор он завязал ещё до отправления поезда. Благодаря тому, что места эти я знаю неплохо, беседа наша удалась. Многие детали, описанные здесь, мой попутчик подтвердил или дополнил. А когда я стал фотографировать виды, бегая от окна к окну, мужик заразился моим энтузиазмом и тоже увлёкся пейзажами за окном.


32. Проезжая мимо какой-то очередной глухой деревеньки, он внимательно посмотрел в окно, набрал номер на мобильнике и спросил своего собеседника: "А кто это у тебя на участке копается?". Мужик стал единственным пассажиром как минимум вагона, не сошедшим в Туле и отправившимся дальше, в сторону Урванки. Попрощались мы тепло.


33. Приближаемся к мосту через реку Упа, которую мы уже видели ранее, в обрамлении свежего снега. Разбавляет картину также пятиэтажка на другом берегу. Это сравнительно крупный посёлок Поречье Дубенского района.


34. В посёлке проживает почти 600 человек. Рядом с ним находится карьер, где добывают щебень и известняк. Этим и объясняется наличие здесь советских пятиэтажек. Пересекаем Упу:


35. Станция в посёлке названа в честь реки. Как и в Ханино, она здесь активно действующая, с ухоженным вокзалом. От неё отходят подъездные пути к карьеру, которые она, видимо, и обслуживает.


36. Рядом с вокзалом - мемориал со скульптурой солдата и матери. Насколько я понял, близ этой станции тоже проходили бои.


37. Станция Берники. Здесь тоже действующий карьер поблизости. Название станции "Тупик" не должно вводить в заблуждение: мало того, что никакого тупика там нет, она ещё и узловая. В "Тупике" ветка, которую я условно называю "Тула - Сухиничи", фактически заканчивается и смыкается с некогда легендарной широтной магистралью "Смоленск - Раненбург".


38. Весна - традиционное время для пала травы и последующих за ним лесных пожаров. Поля вдоль линии местами горели очень даже серьёзно:


39. Пересекаем новую объездную Тулы - шикарную автомагистраль, построенную будто наполовину. В какой-то момент она упирается в обычную двухполоску "Тула - Калуга", и возвращаться обратно на трассу М-2 приходится уже по ней. Когда-то я проезжал здесь по пути в Орёл. После этого путепровода местность становится более обжитой и постепенно вступают в свои права тульские предместья.


40. Бывший вокзал станции Сторожевое. Типовой, как и в Крушме, очевидно.


41. После ещё одного моста через Упу, слева примыкают пути ветки "Тула - Калуга":


42. Несколько километров они идут параллельно, словно это - двухпутная магистраль. На самом деле, это две разные линии. Между ними ещё долго не будет даже соединяющего съезда, почти до станции Плеханово:


43. До Ряжского вокзала города Тулы ехать ещё минут 20, а на горизонте уже показались её высотки. Ощущение приближения к большому городу тут довольно отчётливое.


44. Незадолго до Тулы начинается непрерывная череда посёлков-предместий. Как близ Москвы, только масштабами поменьше. В селе Хрущёво из окна поезда виден Богоявленский храм конца XVIII-го века:


45. К Хрущёво примыкает посёлок (до 2014-го - пгт) Плеханово. Это тульское предместье, фактически сросшееся с городом. Население его - почти 9 тысяч, побольше многих городов. Именно в этом посёлке в 2016-м году случились беспорядки, связанные с принудительным отключением самовольных врезок в газопровод цыганским населением. Цыганская община здесь достаточно крупная и существует с середины XX-го века. После тех новостей, само собой, Плеханово представлялось довольно мрачным местечком.


46. На деле, ничего сверхъестественного из окна поезда в посёлке я не увидел. Скорее даже наоборот, он выглядит довольно неплохо. Тут действует несколько промышленных предприятий, а также крупнейшая в области сортировочная станция. Здесь даже появляется электрификация - на линии, ведущей к Московскому вокзалу Тулы. Деревянный вокзал 1892-го года очень даже симпатичный:


47. Ну а дальше была вечерняя Тула, переброска с Ряжского на Московский вокзал уже на другом дизель-поезде и быстрая и скучная дорога в Москву на курской "Ласточке". Ими сейчас никого не удивишь, наштамповали их знатно. Но для протокола выложу:


Совершенно нетуристический и неочевидный двухдневный маршрут превратился для меня в одну из самых душевных поездок года. Впрочем, неожиданностью это не стало. В хорошую погодку, да на поезде, да в другой город... Испортить такое может только что-то совсем уж из ряда вон. Далее я планирую потихоньку описывать свой марафон по малым городам на стыке Тульской, Калужской и Орловской областей, осуществлённый в начале года. Начну в следующий раз с не единожды упомянутого в этом посте города Чекалина: некогда крепости в засечной черте, ныне - скорее обаятельного села, по недоразумению до сих пор не лишённого городского статуса.
Tags: #РЖД, #Россия, #Тульскаяобласть, #путешествия, Тульская область, железная дорога
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments