Инженер-дромоман (ts58) wrote,
Инженер-дромоман
ts58

Categories:

Саратов, ч.3 - современный, амбициозный

DSCF5908.jpg
О Саратове в последнее время чаще приходится слышать плохое. Не говоря уже об экономических и социальных проблемах, это в первую очередь грязь, мусор, изношенность инфраструктуры. К уже ставшему классикой грибоедовскому ярлыку "деревни и глуши" добавилось куда более обидное наименование "Засратов". И хотя сейчас Саратов медленно меняется к лучшему, всякой разрухи тут всё ещё можно насмотреться на годы вперёд. Тем не менее, в огромном Саратове нашлось место и для хорошего, и его тут много. Первые две части моего рассказа как раз о нём и были. Но если раньше "хорошее" было классическим, т.е. просто покрашенными фасадами, бордюрами и клумбами, то сегодня я предлагаю посмотреть на то хорошее, что выходит за рамки протокольного благоустройства.


1. Одна из главных фишек Саратова, которая запала мне в душу особенно сильно, - замкнутый восьмикилометровый пешеходный маршрут по центру, который пытаются реализовать местные власти. Готов он дай Бог процентов на 60, но уже сейчас в Саратове можно захлебнуться прекрасными прогулками. Когда-то здесь был относительно небольшой участок пешеходного проспекта Кирова да набережная Космонавтов, никак не связанные между собой. С первого из них и начнём:
DSCF5301.jpg

2. В последние годы связывающую их Волжскую тоже сделали пешеходной, а набережную продлили аж в два раза. Впереди, насколько я понимаю, обустройство третей части набережной и наведение порядка на улице Рахова, которая хоть и обладает широкой бульварной зоной, на сегодняшний день зачухана как и большая часть города вне центра. Когда же всё это сделают, Саратов рискует стать одним из самых лучших мест для городских прогулок в стране, а создателям этой зоны можно будет ставить памятник.
DSCF5327.JPG

3. Кировская улица была пешеходной ещё в 2001-м, когда я впервые тут побывал. Тогда "местные Арбаты" появились ещё далеко не во всех городах, а здесь уже были разные развлекаловки для туристов, сувениры, магазины, скульптуры и уличная музыка. То, без чего сегодня не обходится ни один уважающий себя город, в те годы было приятной новинкой.
DSCF5307.JPG

4. Возможно, причины этого кроются в том, что Саратов - центр области, на сегодняшней территории которой располагалась большая часть республики немцев Поволжья. Соответственно, приезжающие сюда к родственникам или просто поностальгировать немцы в любом случае поедут через Саратов. А для них у нас всегда любили делать красивую ширму.
DSCF5310.jpg

5. Возможно, связано с этим отчасти и развитие пешеходного маршрута, и сегодняшнее благоустройство центра города, опережающее большинство других провинциальных городов и ужасающее контрастом с остальной частью Саратова. Только боюсь любопытным немцам и другим гостям города ничто не мешает отклониться от показушного маршрута и увидеть изнанку Саратова.
DSCF5346.JPG

6. Помимо красивых старых особняков, коих тут много, встречаются на проспекте Кирова и советские здания. Но в силу парадности улицы даже они здесь чуть интереснее, чем обычно:
DSCF5330.JPG

7. Советский же на первый взгляд кинотеатр "Пионер" хранит в себе тайну прошлого. Он перестроен из католического собора - главной церкви местных немцев дореволюционной эпохи. Узнать религиозное сооружение в нём крайне сложно. Со двора кинотеатра ещё сохранилась неизменённая стена, но интересного в ней мало: кирпичи как кирпичи. Современный католический приход города мы видели в первой части.
DSCF5336.JPG

8. Сам проспект Кирова до революции назывался Немецкой улицей, ибо значительную долю населения здесь составляли приглашённые Екатериной II для освоения Поволжья переселенцы из Германии. Заглянув во двор бывшего особняка одного из таких переселенцев, неожиданно обнаружил без пяти минут полноценную улочку:
DSCF5349.jpg

9. Как и любой крупный променад, проспект Кирова не обходится без современных памятников и скульптур. Среди наиболее заметных - памятник песне "Огней так много золотых на улицах Саратова", а вернее женатому (или холостому, кто его знает) парню, о котором в ней поётся:
DSCF5315.JPG

10. Второй подобный памятник - саратовской гармони. Музыкальный инструмент, отличающийся от собратьев наличием колокольчиков и несколько иного тембра звучания, делали в Саратовской губернии с середины XIX-го века. В 2013-м производство восстановили. Не совсем я, правда, понимаю прелести в бубенцах на гармони, ну да ладно. В любом случае, у региона есть свой характерный символ:
DSCF5342.JPG

11. Саратовское ноу-хау: в начале летнего сезона по проспекту Кирова в кузове самосвала развозят скамейки:
DSCF7153.JPG

12. Проспект Кирова мы между делом прошли - от площади Кирова, где мы гуляли в прошлой части, до площади Чернышевского, на которой "старая" пешеходка соединяется с "новой" - улицей Волжской. На этой площади возвышается один из главных символов города - саратовская консерватория им. Собинова, третья по времени основания в России после Петербурга и Москвы. Здание было построено в 1902-м для музыкального училища. Готический вид ему придали в том числе для сохранения единства в образе улицы: рядом находились католический костёл (тот самый к/т "Пионер") и лютеранская кирха, от которой сегодня вообще ничего не осталось:
DSCF5352.jpg

13. Напротив неё - второй наиболее известный архитектурный символ города: церковь "Утоли моя печали" 1906-го года, построенная по проекту известного местного архитектора П. Зыбина. Советские годы пережила почти без потерь - в ней размещался планетарий:
DSCF5358.JPG

14. В центре площади - памятник писателю Чернышевскому. Когда-то здесь стоял Александр II, а сама площадь носила название Новособорной. Дело в том, что на месте стадиона "Динамо", трибуны которого немного видно в правой части кадра, находился Александро-Невский собор, один из основных в городе. Разрушен он был в начале 30-х. Самое интересное сегодня здесь, на мой взгляд, видно рядом с трибунами.
DSCF5363.jpg

15. Я говорю про диораму "Саратов - вчера, сегодня, завтра", установленную в 1990-м, к 400-летию города. Она представляет собой длинную стену с витриной, за которой находятся макеты старого, современного и будущего Саратова. Центральная часть украшена барельефами основных архитектурных достопримечательностей города:
DSCF5373.JPG

16. Макеты выполнены качественно и скрупулёзно, представляя как бы вид на город с Волги. В иных городах за осмотр подобного заплатить нужно, здесь же диорама на всеобщем обозрении на улице. Исторический Саратов изображён довольно грязным и бестолковым, но с красивой архитектурой. Впрочем, скорее всего так и было:
DSCF5369.JPG

17. А вот настоящее показано чересчур оптимистично, хотя и все реальные объекты отражены. Видно, что делалась диорама пусть и на закате, но всё-таки в СССР:
DSCF5372.JPG

18. Квартал около площади Чернышевского занимает исторический сад "Липки". Туда заглянем в следующий раз. А пока просто обойдём его по периметру - тут тоже есть, на что взглянуть. Например, здание саратовской филармонии:
DSCF5388.jpg

19. Рядом, у здания управления МЧС, - ещё один современный памятник: "Брандмейстер города":
DSCF5390.jpg

20. Саратовский дом офицеров. Здание (дом Тюльпина) было построено в XIX-м веке. В 1914-м капитально реконструировано для использования в качестве Коммерческого собрания:
DSCF5399.jpg

21. По соседству - ещё более красивое здание: особняк Рейнеке, ныне входящий в состав госпиталя ветеранов войн. Архитектор - Ф. Шехтель, известный нам, например, по особняку Шаронова в Таганроге, ну и конечно Ярославскому вокзалу в Москве. Даже у этого здания с ним наблюдается определённое сходство.
DSCF5402.JPG

22. Обойдя парк "Липки", мы возвращаемся на "новую" пешеходку - улицу Волжскую. Движение по ней закрыли только-только, в 2016-м году, в рамках создания того самого "большого пешеходного кольца". Она соединила в единую прогулочную зону проспект Кирова и набережную Космонавтов. Примерно одновременно с открытием пешеходной зоны здесь установили музейный ретро-трамвай, в котором даже экскурсии проводят. Именно по этой улице когда-то проходил его маршрут. Похожая задумка была в Твери, причём значительно раньше. Там всё кончилось печально: трамвай сначала превратили в торговый павильон, а потом и вовсе демонтировали с пешеходной улицы.
DSCF5406.JPG

23. На Волжской находится множество красивых старых домов. Я проходил по ней ещё в 2001-м, но тогда только по тротуару. Теперь погулять тут можно вот так:
DSCF5410.jpg

24. Волжская сегодня поприятнее проспекта Кирова. Видно, что она свежее и её делали с учётом канонов нынешнего века. Проспект Кирова, который стал пешеходным ещё в 90-е, благоустроен по меркам тех лет, да и за годы своей бытности главным променадом города успел обрасти слоем рекламы, навязчивого сервиса и злачности. Для полного счастья, было бы неплохо ещё и его повторно реконструировать.
DSCF5411.JPG

25. Особняк Бореля 1909-го года, в котором уже довольно давно находится ЗАГС:
DSCF5424.jpg

26. К теме саратовской гармони: есть ещё один известный местный символ - калач. От других подобных изделий он сильно отличается формой. Был славен до революции, преимущественно благодаря высококачественному зерну, которое выращивали в губернии. Саратовские калачи заказывали и к царскому двору. Сегодня о нём часто вспоминают, говорят в СМИ, но дальше этого дело почти не идёт. Зерна того давно уж нет (в Таганроге, кстати, с зерном была такая же история). Рецептура если не утрачена, то используется слабо. Не считая фестиваля калачей, который тут изредка проводят, купить его можно в двух-трёх магазинах города, и то под заказ. Я озаботился этим вопросом и в итоге разочаровался. От саратовского калача осталась только форма. В остальном - мне продали обычный чуть подслащённый белый хлеб.
DSCF5417.JPG

27. Несмотря на всё богатство дореволюционной архитектуры, Саратов может порадовать и советскими постройками. В частности, на Волжской можно увидеть дом Жилкоопсоюза, примечательный барельефами на парапетах:
DSCF5413.JPG

28. Радует и здешний конструктивизм. На Волжской находится "дом ИТР". Аббревиатуру "ИТР", выполненную характерным шрифтом, можно увидеть над верхним торцевым балконом. Дом был построен в 1934-м для инженерно-технических работников. По тем временам он был весьма неплох. Помимо него для инженеров-технарей в непосредственной близости возвели ещё как минимум два дома, в том числе - показанный на прошлом кадре дом Жилкоопсоюза. Вот бы сейчас о нас кто так заботился...
DSCF5427.JPG

29. Особняк Скворцова ("Дом со сфинксом") построен в 1906-м году. Про хозяина особняка - племянника крупного местного мукомольного промышленника - пишут следующее: "Был заметной фигурой в городе. После окончания юридического факультета Московского университета Александр Иванович в 1900 году появился в Саратове. Имел хорошую практику, слыл преуспевающим адвокатом. В 1902 году выгодно женился на дочери богатого саратовского купца Бестужева. Рядом с домом находилась конюшня на два стойла, где держал хозяин верховую кобылу Жозефину, на которой любил гарцевать на саратовских улицах. Особенно нравилось ему пускать лошадь в галоп и обгонять трамвайный вагон, курсировавший по Московской". По-моему, яркий пример мажора того времени. Неудивительно, что он был против Октябрьской революции, в ходе которой его и расстреляли.
DSCF5431.JPG

30. Вот мы и прошли всю Волжскую улицу. Но пешеходная зона тут не прерывается. Вдоль Октябрьской улицы, на которой вообще говоря есть автомобильное движение, разбит широкий и красивый спуск к Волге. Дополняет его каскадный фонтан, на момент съёмки, в апреле, ещё не работавший:
DSCF5465.JPG

31. По доброй традиции, этот пешеходный участок также не обошёлся без современной скульптуры. У каскадного фонтана стоит памятник городовому. У него есть реальный прообраз: частный пристав саратовской полиции второй половины XIX-го века Василий Гришин, собственноручно спроектировавший и профинансировавший строительство первого в городе водопровода:
DSCF5463.JPG

32. И вот по спуску вдоль Октябрьской мы дошли до набережной Волги. Это старая её часть, знакомая мне ещё по поездке 2001-го года. Первое, что мы видим, - Саратовский мост, одну из известнейших достопримечательностей города. Мост соединяет центр Саратова с городом-спутником Энгельсом; он уникален по многим своим параметрам. На момент постройки в 1965-м он был самым длинным в Европе и СССР. До 2004-го года по нему ходил междугородний троллейбусный маршрут из Саратова в Энгельс. На мосту - три полосы для движения: средняя работает реверсивно, в зависимости от времени суток и транспортных потоков. В 2000-х на северной границе города в составе объездной дороги открылся второй мост через Волгу (или если быть точным - через Волгоградское водохранилище).
DSCF5883.JPG

33. В начале набережной - речной вокзал Саратова. Сюда я прибыл в 2001-м. Его жёлто-синие стены на фоне гостиницы "Словакия" отпечатались в моей памяти едва ли не как главное воспоминание о городе. За 16 лет вокзал, как впрочем и все подобные сооружения в стране, сильно сдал. Облез, посерел, почти перестал выполнять прямые обязанности: большая часть здания сдаётся под ТЦ. Спасибо, что не обвалился, как тверской собрат. Удивительно, что часы на башне вокзала до сих пор играют "Огней так много золотых".
DSCF5896.jpg

34. Четырёхъярусная саратовская набережная, как и проспект Кирова, хорошо благоустроена ещё с 90-х. Тут ни намёка на какую-либо разруху или уныние, всё очень хорошо. Оно и понятно: тут бывает, наверное, наибольшее количество гостей города. Поскольку основная масса туристов - это пассажиры круизных лайнеров, то какой бы длительности не была стоянка теплохода в городе, по набережной они пройдут в любом случае. Само собой, и местных жителей тут гуляет много. Было бы странно, если в приволжском городе было по-другому.
DSCF5915.JPG

35. Название она носит набережной Космонавтов. Именно в Саратовской области, под Энгельсом, приземлился Юрий Гагарин после своего знаменитого полёта. Да и в самом городе он учился в техникуме, ещё до космической карьеры. Поэтому памятник ему на набережной неслучаен. Более того, через четыре месяца после Гагарина близ города Красный Кут приземлился другой советский космонавт - Герман Титов.
DSCF5905.jpg

36. Ну и куда же пешеходная зона без очередной современной скульптуры. На сей раз - памятник одноклассникам. И как бы ни хотелось привязать сюда известную социальную сеть, это просто ностальгическое изваяние юноши и девушки за партой. Хотя по возрасту они больше на студентов похожи, чем на школьников.
DSCF5928.jpg

37. Саратов вроде бы не так далеко от Москвы, всего лишь нижнее Поволжье, а многое тут ощущается уже по-другому. За Волгой начинается степь. Ещё не совсем дикая, не столь бескомпромиссная, как в Казахстане, но всё-таки степь. Город и строился как крепость на новых рубежах России, для защиты от набегов обитателей Дикого поля, а сегодня, получается, он снова почти у кордона. Когда-то империя раздулась до сумасшедших масштабов, и Саратов оказался в «тылу», но в 1991-м граница снова подобралась к нему на расстояние 150-и километров, а регион и вовсе стал приграничным. И есть в этом какой-то смысл: дыхание чего-то иного, какого-то другого уклада жизни, здесь вполне ощущается. На другом берегу Волги всё та же Саратовская область, но пейзажи уже сильно другие.
DSCF5908.jpg

38. Ближе к окончанию набережной Космонавтов - бюст А. Шибаева, советского партийного деятеля, директора Саратовского авиационного завода и первого секретаря обкома КПСС. Именно в годы его руководства областью был построен мост через Волгу и реконструирована эта набережная.
DSCF5933.JPG

39. Замыкает набережную Космонавтов высотка "Саратовгражданпроекта". Особенность этого здания в том, что его проектировала и строила организация, впоследствии разместившаяся в нём. Т.е. строили практически "для себя". В историческую среду Саратова оно, конечно, не вписывается, но по советским меркам здание красивое:
DSCF5973.jpg

40. Здесь, на стыке "старой" и "новой" набережных, находится беседка-ротонда и памятник влюблённым. Последний используют молодожёны для навешивания замков и ленточек. Ему даже придумали красивую (и порядком избитую) историю о том, что установлен он на месте, где утопилась в Волге девушка, не дождавшаяся возлюбленного из плавания. Впрочем, народный фольклор оказался изобретательнее и острее. Скульптуру окрестили "памятником однополой любви" и "два кольца - два конца", в основном из-за невозможности определить пол изображённых профилей.
DSCF5981.jpg

41. Здесь набережная Космонавтов заканчивается, а начинается безымянный участок, именуемый просто "новой набережной". Он реконструирован совсем недавно, и первые его метры идут вдоль территории Саратовской ГРЭС. Соответственно, получается просто коридор между рекой и ограждением промзоны. Из ситуации вышли оригинально: забор на всём протяжении украсили стрит-артом:
DSCF5988.jpg

42. Причём весьма и весьма качественно. Тут и граффити-реклама сотовых операторов (куда уж без них), и рисунки на краеведческую тематику, и литературно-исторические полотна, и современное абстрактное искусство. Из здешнего стрит-арта вполне можно отдельный пост сделать.
DSCF5996.JPG

43. В конце участка, идущего вдоль забора, организованы спортивные площадки, зона для скейтбординга и велотриала. Да и вообще всё это место отдаёт новомодными московскими Крымской и Пушкинской набережными с тамошним культом активного образа жизни. Здесь по степени актуальности и современности урбанизации Саратов догоняет Москву и Владивосток. Не хватает разве что нескольких кофеен да бесплатного Wi-Fi (хотя в отсутствии последнего не уверен). Думается, если развитие будет продолжаться и дальше в подобном ключе, хипстеров в Саратове поприбавится.
DSCF5993.JPG

44. После окончания забора СарГРЭС набережная вновь выходит на простор. Тут уже что-то среднее между промзонами и спальным районом. Зато спокойно и свободно. Бурлящая торговая жизнь, характерная для променадов, здесь ещё не освоилась. Но проекты по превращению расположенных тут гаражей и складов в жилые кварталы уже существуют.
DSCF6011.jpg

45. В качестве декора тут - кафе в виде корабля. Его, правда, уже постановили снести как самострой. Явно Москве подражают. Хотя конструкция красивая, для этого места - самое оно. В Саратове, кстати, есть ещё одно подражательство Москве - централизованный велопрокат, точки которого встречаются по всему центру.
DSCF6012.JPG

46. А вообще новую набережную местные критикуют. Мне с первого взгляда она понравилась, но им видней. Ну а дальше в пешеходном кольце пока разрыв. Третий участок набережной только проектируют, а улица Рахова, которая должна соединить её с проспектом Кирова через центральный ПКиО, пока находится в унылом состоянии. Её отдельные места я ещё покажу, но для этого оптимистичного поста она уже не подходит. Так, для затравки, - памятник советскому генетику Н.В. Цицину, расположенный в бульварной части ул. Рахова:
DSCF5251.JPG

Если анонсированное прогулочное кольцо полностью обустроят, то это будет самая большая пешеходная зона в Европе. Сейчас этим хвастаются то Копенгаген, то бельгийский Льеж (там около трёх километров). Но насколько я помню засранный Льеж четырёхлетней давности, саратовские пешеходки уже сейчас его сильно обходят по своей приятности. Да и даже если отбросить все эти громкие статусы, место действительно обещает быть интересным. Более того, вот в этой статье пишут, что Саратов попал в какой-то пилотный проект по благоустройству городов России. Ему это нужно, как никакому другому городу. Да и вообще от того, что написано в этой статье, слюнки текут. Если Саратов и область действительно так благоустроят, то из провинции со следами былой роскоши они превратятся в передовой регион с шикарной столицей. Остаётся только надеяться, что всё действительно будет так. А пока же продолжим осмотр Саратова образца весны 2017-го. В следующей части погуляем по паркам и зелёным зонам города, которые тоже вполне ничего и часть из которых также должна войти в будущее пешеходное кольцо.
Tags: #Россия, #Саратов, #путешествия, Саратов
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments