Инженер-дромоман (ts58) wrote,
Инженер-дромоман
ts58

Categories:

Фирменный "Москва - Саратов"

T1.JPG
Ежедневно по маршруту "Москва-Саратов" проходит две пары прямых фирменных поездов и ещё несколько транзитных. Большую часть пути все они следуют ночью. С билетами всегда напряжёнка: все поезда сильно загружены. Т.е. каждый день по этому маршруту проезжает что-то около четырёх тысяч человек. Казалось бы, что интересного и нового можно увидеть из окна одного из этих поездов? Но, как показала практика, большинство пассажиров не то что пейзажами за окном не интересуются, даже о существовании некоторых проезжаемых городов не догадываются. В этом посте я делюсь мыслями и фотографиями, добытыми из окна поезда "Москва-Саратов", а также в ходе небольшой пробежки по городу Ртищево, где поезд стоит добрых полчаса.


1. Путешествие начинается на Павелецком вокзале Москвы. Являющийся, по сути, "вспомогательным" для Рязанского направления, он по-прежнему остаётся некоторой загадкой для меня. Например, почему поезда в Ростов идут с Казанского, а в Саратов и Астрахань - с Павелецкого? Ведь в итоге их маршруты сходятся в Мичуринске, а расходятся в направлениях, противоположных тем, в которых они уехали из Москвы.
DSCF5018.JPG

2. Сам Павелецкий вокзал и снять нормально тяжело из-за пятнадцатилетней стройки, обезобразившей площадь перед ним, и внутри он какой-то неуютный. Наверное, самый неудобный из всех московских вокзалов. Снаружи - красота, а внутри какие-то длинные неудобные коридоры, тусклое освещение и концентрированные потоки людей.
DSCF5016.jpg

3. Из Москвы в Саратов ходит аж две пары фирменных поездов (не считая транзитных), с разницей в два часа. Оба идут забитыми под завязку. Условно «главный» из них – девятый, фирменный поезд «Саратов», известный ещё с советских лет. Он достигает цели быстрее (делает меньше остановок) и теоретически в нём вагоны получше. Новый семнадцатый, впрочем, не показался хуже. Мне удалось прокатиться на обоих – в разные стороны. Что интересно, на табличке семнадцатого также имеется название «Саратов», хотя согласно сайту РЖД оно принадлежит девятому, а семнадцатый хоть и фирменный, но безымянный.
DSCF5020.JPG

4. Все фотографии сделаны на пути "туда", из семнадцатого поезда. Сумерки он встречает ещё на московском перроне, зато если проснуться пораньше, можно засветло застать Тамбовскую область, небольшой участок Пензенской и четыре часа наслаждаться видами Саратовской области. Про сам поезд особо писать нечего: стандартный современный фирменный состав, что 17-й, что 9-й, особой разницы не заметил. Новые тверские вагоны, кондиционер, биотуалет, вышколенные проводницы, которых заставляют навязчиво предлагать всякие лотереи и сувениры.
Станция Тамала в Пензенской области - первая, к которой мне удалось проснуться:
DSCF5026.jpg

5. Следующая - Вертуновская, всё ещё в Пензенской области. Находится в Сосновке - некогда крупном посёлке, про который сейчас пишут в основном в связи с депопуляцией. Такое впечатление, к сожалению, оставили все немногочисленные сельские населённые пункты вдоль дороги. Отсюда отходит тупиковая ветка в райцентр Беково.
DSCF5030.jpg

6. Пока поезд стоял на станции, обратил внимание на гордо реющий флаг СССР над одним из домов. Ну, думаю, забавно, дай сфотографирую. Какой-нибудь ностальгирующий дед в этом доме живёт. Но когда вагон тронулся, я увидел, что на половине обозримых крыш установлены точно такие же. Удивительные дела творятся в пензенской глубинке...
DSCF5033.jpg

7. И вот мы прибыли на крупную узловую станцию Ртищево, уже в Саратовской области. Здесь поезд стоит более получаса. Вообще длинных остановок у этого поезда много, но только эта происходит засветло. Несмотря на фирменный статус, после всевозможных "Ласточек", "Стрижей" и просто пригородных экспрессов, кажется, что этот поезд идёт крайне медленно.
Вокзал в Ртищево весьма здоровый и красивый. Построен в 1871-м:
DSCF5059.JPG

8. Я довольно много малых городов посетил, зацепив только пару улиц в их центрах. Общее впечатление складывается, но в блог я обычно о них не пишу, надеясь когда-нибудь осмотреть детально. Здесь же сделал исключение, ибо всё равно про дорогу решил написать. Да и, если по-честному, когда я ещё окажусь в Ртищево, да тем более чтобы подробно тут погулять?
DSCF5034.JPG

9. За полчаса можно и больше обойти, но всё-таки не хотелось от поезда отстать, да и весьма холодно было с утра на улице. Но и в окрестностях вокзала нашлась пара интересных объектов, которые в масштабах этого города смело можно назвать достопримечательностями. Шикарная водонапорная башня 1896-го года, например:
DSCF5057.JPG

10. Рядом с вокзалом находится и главная достопримечательность города - Александро-Невская церковь. Построена в 1911-м на средства железной дороги, что неудивительно, учитывая историю и специфику города:
DSCF5055.JPG

11. Всё моё путешествие проходило в считанные дни после теракта в метро Петербурга. На улицах повсеместно было много полиции, даже в таких маленьких городках как Ртищево, а уж тем более вдоль железнодорожных путей и на вокзалах. Да и у самого на душе было тяжело, так что в целом поездка вышла напряжённой и привычного удовольствия не принесла. Многие интересные объекты даже не пытался фотографировать, дабы не нервировать людей.
DSCF5038.JPG

12. Ртищево - типичный русский город при железной дороге. Как Ковылкино, Бологое, Сухиничи и десятки других. При некоторых отличиях в деталях, все они сильно похожи друг на друга в целом. Запахи, звуки, общая небогатая провинциальность, и в то же время стабильность, которую даёт железная дорога.
DSCF5040.JPG

13. Хоть село Ртищево - одно из наиболее ранних русских поселений на этих землях, до начала XX-го века это было именно село, с крепостными и их помещиком, без особых событий и следов истории.
DSCF5041.JPG

14. И именно железная дорога, как это часто в нашей стране бывает, выдала Ртищеву путёвку в жизнь. Собственно, как в том же Ковылкино, само село находилось чуть поодаль от станции и слилось с пристанционным посёлком только с годами.
DSCF5047.JPG

15. После унылых деревень вдоль дороги Ртищево показалось не в меру ухоженным и аккуратным. Типичное "бедненько, но чистенько", встречающееся за чертой в 300 километров от Москвы. Столица воистину вытягивает всё живое из городков, до которых может дотянуться. Какой-нибудь Кашин во сто крат интереснее, богаче на архитектуру и историю чем Ртищево, но выглядит так, будто в течение пары лет его должны расселить. А тут видно, что люди живут и ни на кого кроме себя не надеются.
DSCF5046.JPG

16. Даже то, что город находится в считающемся бедным и депрессивным регионе, как-то не заметно. В иных "успешных" областях есть города куда более унылые. Здесь вот новостройки есть:
DSCF5051.JPG

17. Рынок, торговые центры:
DSCF5050.JPG

18. Народ субботним утром деловито по магазинам снуёт:
DSCF5052.JPG

19. Таких вот неуклюжих, но милых деталей, попыток украсить город, в иных местах просто не найдёшь. По Ртищеву видно, что денег особо нет, но люди стараются:
DSCF5049.JPG

20. Характерная черта типично железнодорожного города - старые вагоны, используемые в качестве гаражей, подсобок и сараев:
DSCF5060.jpg

21. Пейзаж, тянущийся за окном в Саратовской области, не завораживает. Тут не так уютно как, например, на пути к Ульяновску, хотя вроде всё то же Поволжье. Просто ровная степь и редкие перелески. Красивый поволжский рельеф с балками и холмами появляется только за полчаса до Саратова.
DSCF5063.jpg

22. Вдоль дороги частенько пролетают полустаночки в степи с парой-тройкой домов, где живёт станционный персонал. Такая вот странная история: станция при посёлке, что обслуживает станцию. Такие домики почему-то всегда похожи между собой на всех железных дорогах, в любых местах страны. Видимо, специфика быта накладывает очень сильный отпечаток:
DSCF5065.jpg

23. Про дороги в Саратовской области говорят, что их нет. В общем-то это близко к истине. На весь регион найдётся две-три более-менее вменяемые трассы. По остальным ездить неприятно и страшно. А уж если куда-нибудь на второстепенную свернуть, что ведёт в какое-нибудь село... Тут люди спокойно ездят на иномарках по жутким раздолбанным дорогам и грунтовкам. Страшно подумать, для чего тут используются УАЗы...
DSCF5066.jpg

24. Если Ртищево выглядит вполне опрятно, то деревни удручают. Как правило, конечно, населённые пункты выходят к железным дорогам самыми непритязательными своими сторонами. Но деревеньки местные уж больно маленькие, ничего большего тут уже не увидишь.
DSCF5069.jpg

25. Пассажирское движение на участке "Ртищево - Саратов" не столь бойкое, но всё же проносятся и ПДСы, и электрички. Есть даже местные пригородные экспрессы навроде подмосковного РЕКСа. А вот тяжёлые, длинные товарняки громыхают за окном с завидной регулярностью. Вагоны в грузовых составах удалось разглядеть не только российских компаний. Много казахских, белорусских, литовских штампов на бортах. Не думал я, что почувствую его, но факт: на подъезде к Саратову возникает ощущение близости к границе. А ведь и правда: Таможенный союз, все дела. А там и путь в Китай. Очень много леса везут в ту сторону, кстати.
DSCF5073.jpg

26. Станция с очень странным для саратовской глубинки названием "Капеллы". Республика Немцев Поволжья была тут неподалёку, но вряд ли здесь, посреди степи, было скопление религиозных построек? Возможно, кто-то творчески переработал название деревни Копены, расположенной поблизости.
DSCF5074.jpg

27. Красной нитью прошёл через моё путешествие мусор. К сожалению, его было много кругом - как вдоль дорог, так и в городах. Местность вдоль железной дороги на Саратов крайне щедро усеяна отходами на всём своём протяжении. Как-то ранее виденные мною дороги - на Ульяновск, Киров или Минск - этим не запомнились. Только, пожалуй, Октябрьская магистраль в черте Московской области. Но там это объясняется плотностью населения. На Павелецком направлении и в столичном регионе, и даже в черте Москвы полно мусора, но он тут свежий: видно, что просто время весенних субботников не подошло. В Тамбовской же, Пензенской и Саратовской областях полно выцветших бумажек и упаковок, лежащих тут, видимо, десятилетиями. Грустно всё это. Про мусор в самом Саратове я ещё расскажу непосредственно в постах про город. Там его тоже море, но проблема хотя бы на слуху и ей худо-бедно начали заниматься.
DSCF5078.jpg

28. Тамбов в обе стороны поезд проезжает ночью. И оба раза я просыпался и не мог не посмотреть на город хотя бы из окна вагона в темноте - мало ли, когда я тут ещё окажусь? Шоком стал Тамбов на обратном пути, в последних числах апреля. Из Саратова вечером я выехал промозглой ветреной весной и утром вернулся в такую же Москву. А вот ночной Тамбов был засыпан снегом словно в ночь на рождество. Я уже готов поверить, что апрельские сугробы в столице чернозёмного региона мне приснились, но в телефоне осталась скверная ночная фотография.
DSCF5079.jpg

29. "Будем мы - будет и Россия!" - самонадеянно сообщает стена в Аткарске. В этот город, на родину певицы Валерии, я хотел сгонять в дни пребывания в Саратове, но в итоге уехал в Петровск.
DSCF5082.jpg

30. Интересные факты: саратовскому поезду, при его довольно скромной дальности и длительности маршрута, аж три раза меняют локомотивы: от Москвы до Узуново его везёт электровоз постоянного тока, от Узуново до Мичуринска – переменного тока, от Мичуринска до Ртищево – тепловоз, от Ртищево до Саратова – снова электровоз, итого – 4 локомотива. При этом, в Мичуринске поезд ещё и направление движения меняет: если в Москве я садился в последний вагон, то в Саратов приехал в первом. Само собой, на каждой из станций смены локомотива поезд стоит минимум 20 минут.
DSCF5083.jpg

31. Крупный посёлок-райцентр Татищево. Это совсем близко к Саратову. Здесь уже чувствуется приближение к большому городу. Цивилизации всё больше, а вот мусора меньше не становится.
DSCF5085.jpg

32. Саратов - город огромный, де-факто миллионник, хотя формально им и не является. По его территории поезд идёт довольно продолжительное время. Сначала - предместья, потом на горизонте появляются многоэтажки. Всё это вальяжно проплывает за окном, настраивая на встречу с некогда столицей Поволжья:
DSCF5094.jpg

33. Сегодня Саратов - один из самых раздолбанных и запущенных крупных городов страны. Мнения в сети о нём как правило очень не лестные. А лично для меня он стал ещё и самым контрастным городом России: при жутких окраинах, тут прекрасный уютный центр. Зато вне центра в Саратове найдётся лишь две-три приличные улицы. Вдоль одной из них и проходит железная дорога, так что первое впечатление у прибывающего на поезде складывается вполне нормальное:
DSCF5096.jpg

34. А учитывая, что вокзал находится в центре, то я два дня активных прогулок по городу не видел в нём ничего плохого и честно им восхищался. Прибывших в тот день пассажиров Саратов встретил солнечной и тёплой, но ветреной погодой:
DSCF5098.JPG

Впереди меня ждали два дня наслаждения саратовским центром и холодный душ знакомства с его окраинами, а также три малых города Саратовской области. О них я и буду писать далее.
Ну а что сказать про поезд? Хороший комфортный состав. Даже на плацкартных боковушках, которыми всех почему-то пугают, вполне можно жить. Современные фирменные поезда РЖД вообще далеко ушли от бытовавших некогда и кое-где ещё живых стереотипов. На этом направлении разве что пейзажи слегка унылые, но в них тоже есть своя прелесть: они настраивают на размышления. В конце концов, любая дорога прекрасна, если в её конечном пункте ждёт что-то хорошее...
Tags: #РЖД, #Саратовскаяобласть, #путешествия, Ртищево, Саратовская область, железная дорога
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments