Инженер-дромоман (ts58) wrote,
Инженер-дромоман
ts58

Спас-Клепики - сердце Мещёры

DSCF1461.JPG
Одним из главных открытий этого года для меня стала Мещёрская сторона. Край прекрасной, но дикой природы, редких и депрессивных городов и заброшенных и разобранных узкоколеек. С живого наследия последних, Тумской магистрали, я начинал знакомство с Мещёрой. До наших дней дожил участок "Владимир-Тумская", а когда-то она шла прямиком до Рязани. Единственным городом, оставшимся без железной дороги после её ликвидации, стали Спас-Клепики. Именно этот город, связанный в первую очередь с именем Есенина, мы в этот раз и посмотрим. Поиск следов бывшей железнодорожной магистрали входит в обязательную программу.


1. Спас-Клепики - один из самых компактных городов, что я видел. Территория, представляющая собой что-то кроме частного сектора, обходится здесь прогулочным шагом за час. Начинается город, если въезжать со стороны Рязани, очень резко. Вот мы едем по лесу, вот мы пересекаем реку Пру по мосту, сразу после него мы видим дорожный знак "Спас-Клепики", ну и всё. Проехав знак, мы оказываемся в центре города. Здесь встречает въездная клумба - интересная разновидность въездной стелы.
DSCF1604.JPG

2. Административный центр Спас-Клепиков с историческим слегка расходятся. Здесь, на площади Ленина, - безликое правительственное здание, серебристый Ильич и большое пустое пространство:
DSCF1433.JPG

3. На другом конце площади - почтамт и аллея памятников, посвящённых Героям СССР, родившимся в Клепиковском районе:
DSCF1434.JPG

4. Но уже на соседней улице встречаются старые здания. Здесь нас слегка напряг играющий на всю улицу шансон. Дело к вечеру, погода хорошая. Первая мысль - у кого-то из машины звучит. Оказалось, колонку на улицу выставил один из магазинов. Странноватый PR.
DSCF1448.JPG

5. В центральной части Спас-Клепиков сохранилось приличное количество красивой старины. Фасады, конечно, заметно облеплены рекламой, но всё же не так фатально, как, например, в Киржаче. Зато очень много старых зданий обшито сайдингом, что несомненно портит вид. В Спас-Клепиках это прям тренд какой-то.
DSCF1452.JPG

6. Село Клепиково известно с XVI-го века. Разрослось оно, как это часто бывает, за счёт бойкой дороги - Касимовского тракта, проходившего через него. Благодаря ему здесь худо-бедно развивалась торговля. Со временем подтянулась и промышленность: в XVIII-м веке здесь работала полотняная фабрика, а в XIX-м стали производить вату. Ватная фабрика и сегодня является одним из основных производств в городе.
DSCF1464.JPG

7. Спас-Клепики - город действительно очень маленький. До 1920-го он был посёлком. Смотрительница есенинского музея вообще сказала, махнув рукой, что по сути это и сегодня село.
DSCF1474.JPG

8. За два года до того, как стать городом, Спас-Клепики вошли в историю крестьянским восстанием. Местное население, находившееся, мягко говоря, не в восторге от не успевшей окрепнуть советской власти, устроило зверский самосуд над командированными в город представителями губернской чрезвычайной комиссии. Эта мрачная история, пожалуй, - наиболее яркий эпизод за все пять сотен лет существования Спас-Клепиков.
DSCF1477.JPG

9. Показателен тот факт, что город и райцентр Спас-Клепики уступает по численности населения посёлку Тума, входящему в состав Клепиковского района. Более того, в Туме есть железная дорога, солидный автовокзал и роскошная церковь, а в Клепиках же ничего этого нет.
DSCF1527.JPG

10. Железная дорога, заканчивающаяся в соседней Туме, когда-то соединяла Владимир и Рязань. Участок от Владимира до Тумы сохранился благодаря перепрошивке его на широкую колею, а вот от Тумы до Рязани пути разобраны. Именно на разобранном участке находились Спас-Клепики, так что железной дороги в городе больше нет.
DSCF1606.JPG

11. Касимовский тракт, некогда давший городу путь в жизнь, также превратился в местечковое Егорьевское шоссе. Более того, Спас-Клепики оно обходит по объездной, а вот Туму - насквозь. Объездная для экологии и траффика - это хорошо, а вот для экономики маленького провинциального города - не очень.
DSCF1441.jpg

12. Даже администрацию национального парка перенесли в Гусь-Хрустальный. Чем в итоге Спас-Клепики живут сегодня? Одной только ватной фабрикой, объёмы производства на которой вряд ли сильно высокие? Даже в депрессивном Курлово с работой должно быть лучше.
DSCF1532.JPG

13. То, что Спас-Клепики - сердце Мещёры, отражено во всяческих местных названиях и наименованиях, как это было принято в СССР. Вот, например, кинотеатр "Мещёра":
DSCF1468.JPG

14. До недавних пор в Спас-Клепиках находилась администрация национального парка "Мещёрский", расположенного на территории Рязанской области. Однако в апреле 2016-го его присоединили к другому национальному парку - "Мещёра", что во Владимирской области. Выглядит логично: кому нужны одинаковые образования с почти аналогичными названиями и функциями, разделённые только лишь административной границей. Если раньше за право называться столицей Мещёры в равной степени могли бодаться Спас-Клепики и Гусь-Хрустальный, то теперь Гусь - единственный претендент на это звание. Визит-центр парка, которому принадлежит этот резной плакат, впрочем, расположен именно в Спас-Клепиках:
DSCF1439.JPG

15. Памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны:
DSCF1455.JPG

16. Рядом с мемориалом, в сквере, по случаю 50-летия Победы установлен самый массовый в мире реактивный учебно-тренировочный самолёт Л-29 "Дельфин":
DSCF1461.JPG

17. Обратите внимание на количество мошкары в левой части кадра. Совершенно не ожидал с таким столкнуться в октябре:
DSCF1472.JPG

18. Самое красивое здание города с изумительным резным фасадом. Про его историю интернет неожиданно ничего не знает. Вероятно, особняк какого-нибудь купца или промышленника времён расцвета Клепиков как торгового села.
DSCF1481.JPG

19. До недавних пор в нём располагался Клепиковский технологический техникум. Сейчас отдельные помещения арендуются различными организациями. Хорошо хоть совсем не забросили, как ратушу в Сортавала.
DSCF1492.JPG

20. В крохотном центре Спас-Клепиков организовано аж несколько бульварных зон. Это очень здорово, что прогуляться можно не только вдоль дорог:
DSCF1485.JPG

21. В конце одного из бульваров можно увидеть бюст Есенина советских лет. Есенин для Спас-Клепиков - главный объект притяжения туристов. О нём - чуть ниже.
DSCF1496.JPG

22. Бюст находится на одной из главных площадей города. По её состоянию видно, что с благоустройством в Спас-Клепиках не всё идеально. В такой погожий осенний денёк это не так в глаза бросается, а вот если за окном грязная снежная слякоть, то тут, наверное, не очень.
DSCF1503.JPG

23. Необычная скульптура, изображающая девушку, кормящую двух медвежат из бутылки:
DSCF1517.JPG

24. Около военкомата - совсем новый памятник ликвидаторам аварии на ЧАЭС. Открыт в апреле 2016-го:
DSCF1526.jpg

25. Ну а большая часть Спас-Клепиков выглядит так:
DSCF1528.JPG

26. Главной достопримечательностью города, на раз выделяющую и возвышающую его на фоне аналогичных старых городков, является учительская школа, где три года в начале XX-го века учился Сергей Есенин. Хоть основным есенинским местом считается Константиново, именно здесь, в течение трёх лет учёбы, он начал серьёзно и регулярно писать стихи. В здании школы в 80-х открыли музей. Сегодня в нём можно как проникнуться духом есенинской поэзии, так и в целом посмотреть на быт провинциального города тех лет на примере образования.
DSCF1537.jpg

27. В 2008-м рядом со школой установили уже второй бюст Есенина в городе. За бюстом - недавно восстановленная церковно-приходская школа, оригинальное здание которой сгорело в 1996-м. В ней учились младшеклассники, а воспитанники второклассной школы, что на фото выше, проходили в ней практику, примеряя на себя роль преподавателей. Среди них был и Есенин.
DSCF1542.JPG

28. Рядом с музеефицированным зданием есенинской школы стоит школа действующая, 1938-го года постройки:
DSCF1546.JPG

29. По соседству со школой-музеем расположились две единственные церкви города, причём стоят они бок о бок. Первая из них - Преображенская. Построена в середине XIX-го века на месте более ранней церкви, сгоревшей от удара молнии. Именно к ней была приписана школа, где учился Есенин. До недавних пор находилась в плачевном состоянии, но, как видно на фото, её привели в порядок:
DSCF1552.JPG

30. К ней вплотную примыкает вторая - Никольская. Построена едва позже соседки.
DSCF1554.JPG

31. Сгоревший дом и старая водонапорная башня рядом с двумя церквями:
DSCF1561.JPG

32. То, о чём я говорил выше. Ещё одна бульварная зона между двух дорог. Уже, можно сказать, на окраине:
DSCF1565.jpg

33. В одном из старых купеческих зданий поселилась земельная кадастровая палата, благодаря чему оно выглядит лучше остальных:
DSCF1442.JPG

34. Местами проскальзывает атмосфера затхлости 80-х - 90-х:
DSCF1512.JPG

35. Не могу сказать, что она столь очаровательна, но для людей, выросших и проведших молодость в те годы, вызывает приятную ностальгию.
DSCF1608.JPG

36. Самодельное благоустройство в клепиковском частном секторе:
DSCF1569.JPG

37. Находясь в Спас-Клепиках, я, конечно, просто не мог не поискать остатки знаменитой Мещёрской узкоколейки. Словно перенимая эстафету, рядом с местом бывшего ж/д вокзала находится сегодняшний автовокзал. Хотя в Спас-Клепиках это совершенно не центровое место, скорее наоборот - пустырь на задворках. Автобусные остановки в городе выглядят лучше, чем этот автовокзал.
DSCF1600.JPG

38. Вокзал находился прямо на берегу реки Пры. Переехав мост по пути из Рязани, поезд сразу останавливался. Сегодня здесь какие-то туристические информационные стенды, видимо от национального парка. Они сообщают, что эта точка является стартовой для покорителей хорошо известной среди байдарочников Пры.
DSCF1576.JPG

39. Деревянные сваи посреди реки - это остатки сгоревшего в 2003-м моста. Именно по нему когда-то проходила железная дорога. Он был своего рода последним её крупным следом. С его гибелью дорога словно прекратила существовать окончательно.
DSCF1580.JPG

40. И всё-таки мне удалось увидеть что-то из того, что я искал. Как ни в чём не бывало, в земле продолжают гнить шпалы. Да, тут когда-то была станция. Недостроенное кирпичное здание на заднем плане находится на месте бывшего вокзального комплекса. Что это и почему его не достроили - непонятно. Ещё теоретически к железной дороге могло относиться деревянное здание за забором на кадре №1. Оно должно находиться здесь, но со стороны путей я его почему то не заметил.
DSCF1598.JPG

40а. Так выглядело это место в 1983-м. Взято в блоге den_solotareff, в записи http://den-solotareff.livejournal.com/72126.html.


Общее настроение Спас-Клепиков - приятная тихая провинция. Совсем уж ярких достопримечательностей здесь нет, но есенинская школа, пара кварталов старого города и следы железной дороги делают его в меру интересным. Атмосферой бескомпромиссной глуши здесь насладиться не получится. Признаков близости цивилизации, как положительных, так и отрицательных, здесь хватает. Но в целом мне понравилось. Разок посетить стоит.

Перечень постов из Мещёрской серии:
Железная дорога "Владимир-Тумская".
Курлово.
Гусь-Хрустальный.
Рошаль.
Спас-Клепики.
Tags: Рязанская область, Спас-Клепики
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments