Инженер-дромоман (ts58) wrote,
Инженер-дромоман
ts58

Category:

Далянь, ч.3 - китайский город в детальном рассмотрении

DSCF8738.JPG
Продолжаем знакомиться с приморским китайским мегаполисом Далянем. Ранее мы погуляли по центру и изучили колониальное наследие России и Японии. В этой части приглашаю Вас погрузиться в детали даляньского быта. Никаких общих видов, достопримечательностей и архитектуры. Только транспорт, благоустройство, плитка с бордюрами, граффити и растительность.


1. Самое главное, что всегда интересует в быте городов и стран, это конечно транспорт. Львиная доля проблем и вопросов в повседневной жизни связана именно с ним. Словно кровеносная система, транспорт определяет степень возможного благосостояния и ставит рамки для общества. В Даляне, как и в Китае в целом, транспортной системе смело можно ставить "пять" с незначительными минусами. Вот, например, главный вокзал города, расположенный в самом центре. Принимает как обычные поезда, так и скоростные. Вокзал не очень новый, скорее годов 80-90-х. Причём, по идее, когда-то на этом месте был русский вокзал КВЖД:
DSCF7094.JPG

2. Зато на севере города есть новейший вокзал, построенный специально для скоростных поездов. Мы как раз на него прибывали, но поздно вечером, так что сфотографировать его не смог. А про "старый" вокзал надо сказать, что он ещё и "двухсторонний". У нас обычно как: либо пути упираются в терминал (если станция тупиковая), либо вокзальная инфраструктура расположена только с одной стороны от путей, как на Курском вокзале в Москве. Здесь терминал находится сбоку от путей, но при этом за путями – не "залинейная часть" и промзоны, а аналогичная привокзальная площадь и примерно такой же терминал:
DSCF7247.JPG

3. Насколько я понял, как такового единообразного пригородного сообщения в Китае нет. В качестве пригородных используются поезда дальнего следования (в том числе и скоростные), делающие остановки на промежуточных станциях. Плюс, в местах, требующих такого транспорта (например, больших агломерациях) бывают отдельные сети городских электричек, как бы наполовину метро, наполовину пригородный поезд. В частности, в Даляне подобные ветки протянуты в «новый город» и в Порт-Артур. Выглядит это как московский монорельс – поезда ходят по специальным путепроводам, на всём протяжении приподнятым относительно земли. При этом, даляньский вариант интегрирован в сеть метро: на схемах они указаны в единой системе, да и билеты вроде бы действуют и там, и там одни и те же. Но на деле здесь есть линии именно метро – подземного транспорта в черте города с большим количеством остановок, и пригородных поездов, идущих над землёй на расстояния свыше 60 километров. Около вокзала как раз находится конечная линии, ведущей в «новый» Далянь – огромную по территории часть города, в которой расположены, в частности, деловые кварталы особой экономической зоны, аэропорт и даляньский аналог диснейленда. Находится этот район на значительном отдалении.
DSCF7250.JPG

4. Аналогичная ветка надземного метро ведёт и в бывший город Порт-Артур, ныне – район Даляня Люйшунькоу. Ветка очень нужная, т.к. между городскими массивами Даляня и Порт-Артура – километров 40 промышленно-пригородных территорий. Но построили её неожиданно бестолково. Когда что-то подобное делают у нас, прогрессивная общественность хором кричит, что «такое возможно только в России». Дело в том, что конечная этой ветки со стороны Даляня находится уже за городом, около оживлённой трассы. Никакого общественного транспорта к ней не идёт. Т.е. можно конечно сойти с автобуса, движущегося в том направлении, но какой в этом смысл? Легче на том же автобусе доехать до нужного места. По идее, к этой ветке, функционирующей уже два года, должна подходить трамвайная линия (что уже отмечено на многих схемах), но её до сих пор туда не дотянули, что с китайскими темпами строительства очень странно. Да и в самом Порт-Артуре станции расположены не очень удобно. Видимо, «распилы» здесь тоже бывают.
Есть в Даляне и классическое подземное метро, состоящее из двух веток. Открыли его меньше двух лет назад. Пока метро охватывает не весь город, но его продолжают строить. Вот так выглядит вход в метро, совмещённый с подземным переходом:
DSCF6926.JPG

5. Парадоксально, но в даляньском метро удивительно свободно и местами откровенно безлюдно. Встреченная нами русская жительница Даляня сказала, что про метро в городе никто не знает. Не очень правдоподобная версия, но никак иначе эту пустоту не объяснишь: наземный транспорт, в том числе - дублирующий ветки метро, забит до отказа.
Вестибюль станции и турникеты. Билет считывается при входе, а на выходе ты должен бросить его в специальное отверстие в турникете, чтобы он тебя выпустил. Таким образом, все билеты многоразовые, на память оставить нечего.
DSCF8071a.jpg

6. Дизайн даляньского метро прост, современен и функционален. Все станции однотипные, никакого декора нет. На фото - перрон одной из станций. Слева Вы видите не поезд, а заградительную стену с дверями, которые открываются только после остановки поезда, как на некоторых станциях Санкт-Петербурга. Сам прибывающий поезд с пассажирами внутри тоже можно разглядеть за стеклом.
DSCF8072.JPG

7. Поезда тоже новые и современные. Ходят сравнительно редко - примерно раз в 4 минуты. Внешний вид запечатлеть не удалось из-за заградительных стен на перроне. Как я и говорил, народу мало. Это будний день, Китай, 6-миллионный город, поезда не было 4 минуты:
DSCF8074.JPG

8. Зато основной вид транспорта - автобусы - забиты под завязку круглые сутки. Автобусная сеть в Даляне плотная, удобная и развитая. Почти из любой точки можно доехать до какого-нибудь узлового места, где можно при необходимости пересесть на другой нужный маршрут. Стоит недорого - 2 юаня (чуть меньше 20 рублей на момент нашего пребывания). Автобусов очень много совершенно разных моделей. Есть и совсем новые, и уже видавшие виды. Кое-где - большие и вместительные, на некоторых маршрутах - маленькие. Видимо, зависит от пассажиропотоков на направлении. Катается довольно много двухэтажных автобусов, нам даже повезло на таком прокатиться. Если честно, в его салоне оказалось довольно тесно:
DSCF7353.JPG

9. Автобусные остановки в основном новые и выдержанные в одном стиле по всему городу. Вместо скамеек - такая вот панель для прислонения пятой точки. Огромное спасибо хочется сказать даляньской администрации за то, что на каждой остановке помимо номеров автобусов указаны их маршруты следования с перечнем всех остановок, продублированные на английском. Если хотя бы примерно представляешь себе название места, куда тебе нужно попасть, выбрать маршрут можно прямо на месте.
DSCF9296.JPG

10. Касательно пробок - их в Даляне хватает, но всё же город едет. До Москвы ещё далеко:
DSCF8738.JPG

11. Не менее важной деталью даляньского транспорта является трамвай. Их в городе всего два маршрута (201 и 202), но они охватывают самые важные районы центра города. По сути, в Даляне одна длинная трамвайная линия, половину которой идёт один маршрут, половину - другой. Но самое главное в даляньском трамвае - это, конечно, подвижной состав 201-го маршрута. Эти красавцы остались ещё от японцев:
DSCF8819.JPG

12. И снаружи, и внутри трамвай выглядит аутентично. Светильники, перила, деревянные двери и перекрытия - на всё это невозможно налюбоваться. Ходовые качества, впрочем, тоже видимо остались с начала XX-го века - гремит и трясётся он безбожно. Но это такая мелочь по сравнению с его внешним видом... И что самое главное - их тут не один и не два. Весь протяжённый маршрут, интервалы движения на котором едва ли не меньше, чем в метро, состоит из таких красавцев. Действующих ретро-трамваев здесь почти три десятка.
DSCF8815.JPG

13. Добивает ещё и то, что изнутри они украшены тематическими фотографиями из истории даляньского трамвая. Потрясающе! Особенно это удивляет на фоне безразличного отношения китайцев к истории, их любви ко всему новому и современному и прохладного отношения к Японии, оккупация со стороны которой подарила городу эти трамваи. Не знаю, кто в руководстве Даляня оказался столь утончён в своих вкусах, но спасибо ему большое. На фоне стеклянно-пластиковых даляньских фасадов, этот трамвай - настоящий глоток воздуха.
DSCF8813.JPG

14. Любопытный факт - весь персонал, обслуживающий трамваи в Даляне, (машинисты, контролёры, диспетчеры) - женщины. Около морского вокзала один из старых трамваев играет роль туристического информационного центра:
DSCF9451.JPG

15. На 202-м же маршруте курсируют современные китайские трамваи. Идут чуть помягче, но они уже не "с иголочки", как поезда в метро. Внутри вагоны слегка потрёпанные:
DSCF8069a.jpg

16. Очередь из китайцев на посадку в 202-й трамвай, в точке стыковке 201-го и 202-го маршрутов:
DSCF8070.JPG

17. А вот эту смешную машинку китайская полиция использует как мобильный пост. Очень удобно. Я так понимаю, она оборудована всем необходимым внутри, чтобы выполнять роль опорного пункта в каких-то временных местах скопления людей, например на спортивных мероприятиях. По-хорошему, надо было включать её в рассказ про общие впечатления от Китая, т.к. используется она далеко не только в Даляне, но я благополучно про это забыл.
DSCF7385a.jpg

18. Очень красивые уличные почтовые ящики:
DSCF7280.JPG

19. Отдельного упоминания заслуживает даляньская растительность. Я от ботаники очень далёк, но почему-то мне кажется, что многие деревья и кустарники здесь иные; такие, каких у нас нет. Всё-таки десять тысяч километров от центральной России, Тихий океан, Маньчжурия.
DSCF7219.JPG

20. Прошу меня сильно не бить. Догадываюсь, что часть из выложенного вполне может произрастать и в окрестностях Москвы. Но в нашей столице, пожалуй, посреди улицы такой красоты не увидишь:
DSCF7330.JPG

21. И этим Далянь хорош. Город действительно зелёный. Конечно, первозданной природы нет, но за своими рукотворными насаждениями китайцы следят внимательно:
DSCF7338.JPG

22. Ну и конечно Далянь нельзя представить без цикад. Мы, видимо, попали в какой-то сезон, т.к. всю неделю, пока мы там были, стрекотал весь город. Каждый куст, каждое дерево издавало такие звуки, будто над тобой ЛЭП на 500 киловольт. Я сначала так и подумал. Но нет. Звуки издают вот эти насекомые - цикады. Их тут очень много. Их тушки частенько валяются на асфальте. Какая-нибудь потерявшая ориентацию цикада и на голову может с дерева свалиться. Китайские дети ловят их в пакетики и баночки ради развлечения. Среди взрослых же китайцев есть специальные "сборщики" цикад, которые ходят вечером прямо по центру города, увешанные десятками светящихся коробочек. Видимо, цикад они ловят в них. Как нам сказали, их употребляют в пищу и используют для приготовления лекарств:
DSCF8809.JPG

23. С вертикальным озеленением тут тоже всё в порядке, как и в остальном Китае. В этом китайцам нет равных. Видимо, буддистскую любовь ко всяким красивым садикам никаким социализмом не вытравишь:
DSCF7355a.jpg

24. Буддистские символы соседствуют с капиталистическими:
DSCF6873.JPG

25. Про любовь китайцев стричься прямо на улице я уже писал. Они этот процесс даже в памятнике увековечили. Вообще различных памятников и скульптур в Даляне много, но значительная часть из них выполняет функцию примитивного декора. Это у нас почти любой памятник будет гордо стоять на видном месте, на какой-нибудь площади, расчищенной специально для него, будет включён во всякие путеводители. Здесь же они никак не выделены, не обозначены, могут находиться, в нашем понимании, в не лучшем состоянии и в неподходящем месте. Как здесь, например, - посреди торговых точек:
DSCF7149.JPG

26. Пример декоративной скульптуры в спальном районе. Она даже по-своему интересна:
DSCF7288.JPG

27. А вот овощ с ушами - это уже спорно:
DSCF7284.JPG

28. Немного даляньских граффити:
DSCF7283.JPG

29. Тут надо сказать, что стрит-арт в Китае явно заказной, муниципальный. Сделано всё чрезмерно художественно и на темы исключительно любви, природы, китайской культуры и патриотизма. В Москве такое полюбили последние несколько лет, особенно к разным праздникам всякие хозяйственные постройки украшать.
DSCF7286.JPG

30. Самодельного граффити (зачастую бездарного), каким у нас щедро расписаны все гаражи вдоль железных дорог, в Китае не обнаружил. Видимо, это не в их культуре.
DSCF7287.JPG

31. Ещё немного великолепного китайского ландшафтного дизайна:
DSCF7339.JPG

32. Внимательный читатель сможет разглядеть рыбку в каменной реке:
DSCF7337.JPG

33. Попробуйте посчитать, сколько раз уличные часы встречаются на этом кадре? На самом деле, их в этом сквере было ещё больше, все не влезли. С чего такая любовь к часам?
DSCF7137.JPG

34. Коммунистические мотивы на стене дома. Возможно, в здании расположено что-то военное.
DSCF9040.JPG

35. Приглядитесь к этой ограде. Она вам ничего не напоминает? Такое ощущение, что китайцы "узаконили" российские дворовые ограждения из отслуживших шин и реализовали их в граните с мрамором:
DSCF7144.JPG

36. Район старых китайских трущоб огорожен забором, а то, что забор не закрывает, старательно прикрыто рекламой. Вероятнее всего, здесь скоро будет новый небоскрёб:
DSCF7269.JPG

37. Но встречается и вот такой неприглядный жилой фонд. Как видно, здесь по-прежнему живут и наслаждаются жизнью. Пикантность конкретно этого дома в том, что он находится посреди элитного квартала, рядом с пешеходной "японской" улицей. А по духу - на старый Ростов похоже:
DSCF9002a.jpg

38. Чтобы не быть голословным: буквально через дорогу - вот так:
DSCF8105a.jpg

39. Надо сказать, косяков в благоустройстве Даляня тоже хватает. Но мне в моих отчётах хочется всё же сосредоточиться на хорошем. Помойки фотографировать в Рунете любителей и так хватает.
DSCF6870.JPG

40. Один из даляньских ТЦ удивил подозрительной похожестью на галерею Лафайет в Париже. Не только единым пространством под стеклянным куполом, но и компоновкой расположения торговых точек:
DSCF7132.JPG

В целом хорошо видно, что Далянь - город скорее хороший. В деталях он не разочаровывает. Но в душу как-то не западает, скучноватый он. В памяти он остался каким-то пластиковым, временным, словно яркий макет города. Это определённо субъективные впечатления, но куда уж от них денешься. Четвёртая часть будет посвящена паркам и зелёным зонам - главной фишке этого города на фоне остального Китая. В этом смысле, в Даляне определённо есть на что посмотреть.
Tags: Далянь, Китай
Subscribe

  • Звенигород, ч.1 - сплав древности и современности

    Звенигород - один из старейших городов Московской области, сохранивший не одну материальную древность, и обладающий уникальным для региона рельефом…

  • Красный Холм - ветер северный

    Красный Холм находится относительно недалеко от Москвы, примерно в трёхстах километрах по сравнительно неплохой дороге, которую многие используют…

  • Ейск, ч.2 - южное благополучие

    Курорт Ейск мягко говоря не впечатлил. Инфраструктура для отдыха на море тут слабенькая. Вполне логично предположить, что "глубинный"…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Звенигород, ч.1 - сплав древности и современности

    Звенигород - один из старейших городов Московской области, сохранивший не одну материальную древность, и обладающий уникальным для региона рельефом…

  • Красный Холм - ветер северный

    Красный Холм находится относительно недалеко от Москвы, примерно в трёхстах километрах по сравнительно неплохой дороге, которую многие используют…

  • Ейск, ч.2 - южное благополучие

    Курорт Ейск мягко говоря не впечатлил. Инфраструктура для отдыха на море тут слабенькая. Вполне логично предположить, что "глубинный"…