Инженер-дромоман (ts58) wrote,
Инженер-дромоман
ts58

Category:

Москва - Тумская: контрасты российских железных дорог

DSCF45481.JPG
Железная дорога "Владимир-Тумская" - последний сохранившийся участок некогда известной и разветвлённой узкоколейки "Рязань-Владимир", воспетой Паустовским. Колея здесь уже давно широкая, а сама ветка - тупиковая. Много лет хотел по ней прокатиться. А чтобы сесть на поезд и в светлое время суток проехать туда-обратно, из Москвы нужно ехать исключительно на "Стриже", по российским меркам считающемся скоростным, что добавило в мою поездку интересных контрастов. Этому железнодорожному путешествию и будет посвящён пост. В качестве дополнения - короткая прогулка по посёлку Тума, конечному пункту этой ветки.


1. Расписание поездов на ветке "Владимир-Тумская" сделано явно не для москвичей. Курсирует здесь две пары "кукушек" ежедневно, в 8-59 и в 18-40. Чтобы обернуться туда-обратно за день при свете, нужно садиться на первую из них. А чтобы приехать во Владимир к 8-59, из Москвы придётся ехать на скоростном "Стриже". Все остальные поезда, прибывающие во Владимир раньше 9, из Москвы уходят посреди ночи. Но это полбеды. На пересадку со скоростного испанского "Стрижа" на старорежимную советскую кукушку до Тумской есть всего 4 минуты, т.к. "Стриж" прибывает во Владимир в 8-55. К счастью, я смог быстро сориентироваться, да и платформа, построенная специально для "Стрижа", расположена удобно для такой пересадки. Очень повезло, что и вагон мой был в конце состава - обежать его с хвоста гораздо быстрее, чем подниматься в надземный переход, куда ломится целая толпа с прибывшего поезда. В общем, хоть побегать и пришлось, на кукушку я успел.
Пару слов про "Стриж". Он непривычно низкий. Каким-то образом его колёса утоплены внутрь вагона, за счёт чего его посадка ниже, чем у обычных поездов. Соответственно, и вход в вагон тоже расположен ниже, из-за чего на некоторых станциях для него строили специальные низкие платформы. При езде платформы проносятся почти на уровне окна. Во-вторых, вагоны непривычно короткие, раза в полтора короче привычных российских вагонов. Из-за этого их больше, вплоть до 20-и.
DSCF4548.JPG

2. "Стриж" до Владимира идёт чуть менее двух часов. Скорость до 150 км/ч он развивает только ближе к Владимиру, а так - дай бог если 120. Откровенно говоря, скорость эта не ощущается. Но ощущается экономия во времени. Всё же 1 час 40 минут от Москвы до Владимира - это очень удобно. К стыду моему, это была первая моя поездка на скоростном поезде в жизни. Через месяц, правда, я прокатился уже на китайском скоростном поезде, дающем более 300-т км/ч, так что уже сейчас есть, с чем сравнить.
Внутри всё современно и функционально. Похоже на салон самолёта. В китайском скоростном поезде тоже как-то так, но там комфортнее и просторнее.
DSCF4573.JPG

3. Мне сильно повезло с акцией РЖД. Обычно самый дешёвый билет на "Стриж" стоит не меньше 700 рублей до Владимира, и то если брать сильно загодя. Но этим летом при ранней покупке билета до Нижнего Новгорода стоило добраться 499 рублей, что дешевле даже чем электричка-экспресс до Владимира. Что интересно, стоимость билета до Владимира не изменилась, так что вышел совершенно глупый парадокс: на одно и то же кресло билет до Владимира стоил дороже, чем до Нижнего. Я конечно купил билет до Нижнего и сошёл во Владимире. В итоге на моё место до Нижнего никто уже купить билет не мог, и оно ехало пустым. А если бы цену снизили пропорционально и до промежуточных станций, заработать могли бы больше. Вот так странно у нас РЖД то цены задирает, а то на ровном месте лишает себя прибыли.
В поезде есть платный wi-fi и бесплатные радио и телевизор, для просмотра и прослушивания которых выдают наушники, как в самолёте. Из 5 имеющихся радиоканалов 1 сопряжен с телевидением, которое транслируется на экранах над проходами (см. предыдущее фото), 2 религиозных, 1 классика и 1 попса.
DSCF4564.jpg

4. Наконец, у "Стрижа" крайне необычный перестук колёс. Для многих из нас классический сдвоенный стук железнодорожных колёс - настоящий фетиш. Он успокаивает и дарит массу положительных ощущений. Здесь же колёса находятся как-то очень хитро, чуть ли не между короткими вагонами. Фактически, на один испанский вагончик приходится одна колёсная пара. И всю дорогу ты слушаешь равномерные удары, повторяющиеся через одинаковые промежутки времени. Неприятно. На нервы действует, и чувство такое, будто поезд неисправен.
Санузел, естественно, био. Чистый, опрятный, но уж больно узкий.
DSCF4572.JPG

5. На переездах по пути следования "Стрижа" установлены специальные массивные шлагбаумы, рядом с обычными. Обычные закрываются при проезде любого поезда, большие - только для "Стрижей". Непонятна такая расточительность. Почему бы не оставить один большой, чтобы он работал постоянно?
DSCF4568.JPG

6. В отличие от скоростных поездов, "кукушка" мне в новинку не была. На многих малодеятельных ветках России в качестве пригородных поездов катаются старые плацкартные и сидячие вагоны, обычно 2-3 штуки, а то и один. Тащит их тепловоз. Атмосфера в них непередаваемая. Контингент - это всегда дачники, грибники и рыбаки. Многие друг друга знают, так что в вагоне царит дружелюбная непринуждённая обстановка. Мне уже приходилось ездить на подобных поездах по Савёловской глухомани (до Калязина) и по Рижской магистрали (до Ржева). Так что сравнивать буду с ними. Плюс тупиковая ветка "Голутвин-Озёры", но там кукушку заменили на современный дизельный поезд, что не так атмосферно.
Вот она - Кукушка (другие названия - Тарзан, Подкидыш, Собака и т.п.) на конечной - станции "Тумская".
DSCF4656.JPG

7. По траффику, как ни странно, тупиковая Тумская ветка бьёт и Савёловскую и даже Рижскую дороги, хотя обе они являются стопроцентными радиальными магистралями, выходящими из Москвы. Мало того, что здесь поезд ходит дважды в день, да ещё и ежедневно. На Рижской, например, пригородные поезда встречаются уже не каждый день и строго не более одного в сутки. Так ещё и состав четырёхвагонный, что для кукушки вообще роскошь (на той же Рижской - один вагон, на Савёловской - два-три). Наполняемость при этом очень даже. Скажем, места у окна в середине пути уже не найдёшь.
Поезд "Тумская-Владимир" отбывает со станции "Курлово".
DSCF4713.JPG

8. Основной контингент "кукушки", как и всех подобных поездов, - местные дачники. Небольшой процент составляют жители посёлков и двух городов, расположенных на ветке, но чаще они предпочитают более быстрые и многочисленные автобусы и к этой железной дороге относятся скептически.
DSCF4580.JPG

9. После посёлка Головино поезд даже разгоняется, почти до 65 км/ч. При этом он издаёт странный сильный скрип. Я опять подумал, что поезд неисправен, но потом узнал, что это - так называемый эффект "пения рельс". Такое бывает на малодеятельных ветках, после того, как на них меняют рельсы. Из-за небольшого траффика железо не успевает притираться и издаёт такие звуки, подчас - весьма мелодичные.
Подъезжаем к мосту через Клязьму недалеко от Владимира:
DSCF4585.JPG

10. Покоробило ценообразование. Мало того, что билет от Владимира до Тумской стоит около 200 рублей, так ещё и за его оформление в вагоне содрали сотню сверху! У меня при этом объективно не было времени бежать в кассу, когда на пересадку было всего 4 минуты. В итоге билет обошёлся в 300 рублей. За билет на "Стриж" от Москвы до Нижнего Новгорода, напомню, я отдал 499.
Клязьма:
DSCF4589.JPG

11. Линия однопутная, но на ней регулярно встречаются разъезды. На них частенько можно увидеть встречные локомотивы. Помимо двух конечных, есть несколько полноценных станций. В частности, Гусь-Хрустальный - крупнейший населённый пункт на линии после Владимира. Или Комиссаровка - от неё расходится куст линий на торфоразработки. По-моему даже часть из них - узкоколейные. На станции множество грузовых вагонов. Очевидно, благодаря им ветка так бодро живёт.
DSCF4598.JPG

12. Удивило, что на обратной стороне билета был напечатан логотип почему-то Волго-Вятской ППК, а не Центральной, которая по идее обслуживает направление.
Вокзал станции Улыбышево:
DSCF4600.JPG

13. Выглядит ветка гораздо ухоженнее той же Савёловской. Тут хотя бы маленькие платформы есть на остановках, ветки не скребутся по окнам.
DSCF4650.JPG

14. На фото - пересечение Тумской ветки с линией "Москва-Казань", близ посёлка Нечаевская. Получается, Тумская ветка соединяет два магистральных направления - Горьковское и Казанское. Мы смотрим из тумского поезда и впереди видим путепровод Казанской магистрали. Они вроде как соединены, рельсы на смыкающей линии новые и наезженные, но используются только для товарняков. Пассажирские поезда здесь ходят только прямо. В деревне вроде бы есть остановки на обеих линиях - "77-й км" на Тумской ветке и "Нечаевская" на Казанской, но поезда никак не стыкуются, да и от одной платформы до другой пилить прилично. Впрочем, даже в Москве теперь 700 метров по улице между станциями метро и МЦК как переход обозначается. Жителям окрестных поселений (в первую очередь - Гуся-Хрустального) станция Нечаевская на магистрали была бы очень полезна, т.к. в теории это самый быстрый способ добраться до Москвы. Но подъехать сюда к электричке нельзя ни на сонной кукушке, ни даже на автобусе, который сюда почему-то не ходит, хотя мысль лежит на поверхности. А ещё можно было бы соединить пассажирским движением две ветки. От Москвы до Гуся-Хрустального на поезде. Эх, мечты-мечты...
DSCF4638.JPG

15. Конечно, доехать до основных населённых пунктов по ходу движения быстрее на автобусе. Поезд может быть незаменим только для совсем уж глухих деревень. Я междугородние автобусы ненавижу и даже в ущерб времени всегда выберу поезд, но таких идиотов мало. Зато тумской поезд можно рассматривать как экскурсионный. Проводят же в Беловежской пуще экскурсии на автобусах, а поезд - это ведь ещё круче! Небольшая скорость поезда позволяет насладиться пейзажами мещёрской природы, увидеть которые по-хорошему можно только в походных условиях. А здесь из чистого и комфортного вагона наблюдаешь живописные изгибы дороги, зелень, нетронутую природу, высокие сосны, болота, чащи, цветущие луга и реки. Из-под колёс поезда разлетаются какие то интересные птицы. Прямо рядом с дорогой - таблички "охота запрещена". Видимо есть на кого. Ягод и грибов здесь должно быть немерено...
DSCF4609.JPG

16. Любопытный факт: в действительности поезд делает меньше остановок, чем есть в расписании. Глухие лесные о.п. (30 км, 42 км) он проходит мимо. Я там даже табличку "остановка локомотива" не смог разглядеть, не то что платформы. Зачем их вообще в расписании держат, интересно? Если вдруг кому взбредёт выйти из леса и сесть на такой остановке, а поезд мимо проедет...
DSCF4592.JPG

17. Немного нарушили идиллию только четверо цыган, севших на 56-м километре. В вагоне сразу стало шумно. Что они тут забыли?
DSCF4622.jpg

18. Среди этих лесов и болот поезд, который вместе со своей дорогой может быть единственным рукотворным объектом на десяток километров вокруг, выглядит уже не так нелепо, как на вокзале после пересадки в него со "Стрижа". Тепловозный гудок звучит над мещёрскими лесами могущественно и гордо.
DSCF4626.JPG

19. Есть на ветке и разобранные разъезды. Но всё же жизнь вдоль линии выглядит не такой уж дремучей. Деревень хватает, на вид - не самых плохих.
DSCF4614.JPG

20. В одной из них была такая картина - пасутся козы, ходят гуси, мальчишки их гоняют, а рядом стоит новая БМВ 5 серии.
DSCF4615.JPG

21. Почему эта ветка столь примечательна? Некогда она была частью узкоколейной линии "Рязань-Владимир", также известной как "Мещёрская магистраль". Появилась она в конце XIX-го века и на первых порах очень активно использовалась. Линию в своём творчестве прославил писатель Паустовский, что сделало её в некотором смысле легендарной.
Храм в посёлке Головино:
DSCF4620.JPG

22. Уже в 30-е годы участок "Владимир-Тумская" был переделан на широкую колею, что, очевидно, и позволило ему сохраниться до наших дней. Разбирать узкоколейную часть начали ещё в 70-е, после строительства автомобильного моста через Оку в Рязани и появления автодороги, практически дублировавшей железную дорогу.
DSCF4628.JPG

23. В конце 2000-х прекратил работу последний участок с узкой колеёй, некогда бывший всего лишь ответвлением от основного хода - "Тумская - Голованова дача".
DSCF4646.JPG

24. Старая водонапорка на станции Неклюдово:
DSCF4630.JPG

25. В Гусе-Хрустальном очень даже цивильный и солидный вокзал, уступающий на всей ветке только владимирскому. Покажу его в посте непосредственно про город. А пока - внутренности. Тут организован небольшой музей на военную и железнодорожную тематику:
DSCF5071.JPG

26. Пассажирское сообщение здесь всё же вялое, несмотря на два четырёхвагонных состава в день. Кассир существует в единственном экземпляре, подменить его некому. Уже не в первый раз покупая билет в подобной кассе слышу: "Здесь билеты на поезд, автобусы - там!", после чего приходится объяснять, что я хочу поехать именно по железной дороге.
DSCF5070.jpg

27. Наконец добрались до конечной - станции "Тумская", расположенной в крупном посёлке Тума Рязанской области. Почти на всём протяжении существующая ветка пролегает по территории Владимирской области, и лишь самый её конец цепляет соседний регион. На территории Рязанщины формально две остановки, но одну из них (очередной лесной километр) поезд проезжает мимо.
Вокзал в корпоративных цветах РЖД. Закрыт, хотя часы были рабочие, если верить табличке.
DSCF4659.JPG

28. Увлекающиеся железной дорогой любят поискать в окрестностях вокзала остатки путей узкой колеи. Я в этом деле не специалист, поэтому ограничился более поверхностными вещами. Водонапорная башня на станции. Любопытна тем, что когда-то она обслуживала паровозы сразу двух колей: с одной стороны - широкие, с другой - узкие. Ведь уже с 20-х годов Тумская была "стыковой" станцией узкой и широкой колеи:
DSCF4675.JPG

29. Старое депо. Фонарь как назло загородил "серп и молот" на фасаде:
DSCF4706.JPG

30. А это вроде бы даже старый тумской вокзал сохранился:
DSCF4663.JPG

31. На конечной станции "Тумская", где долгие годы стыковались поезда широкой и узкой колеи, в качестве напоминания о былом сделали "музей".
DSCF4667.JPG

32. Музеем его, конечно, язык назвать не повернётся. Состоит он из снегоочистителя и двухвагонного состава с локомотивом - всё, конечно же, узкой колеи. Не бог весть что, но спасибо хотя бы за это.
DSCF4673.JPG

33. Около вокзала - домик в неожиданно отличном состоянии, с вывеской "мир стоматологии". Неужто дантисты в рязанской глубинке так хорошо зарабатывают?
DSCF4678.JPG

34. Пгт. Тума по численности населения и застройке сравним с иными городами. Более того, этот посёлок даже больше своего же райцентра - города Спас-Клепики (5900 в Туме против 5500 в Клепиках). Находится он на трассе "Москва-Касимов", известной также как Егорьевское шоссе. Это делает Туму неуютной и неинтересной. Несмотря на наличие большой красивой церкви, которой позавидуют иные города, и старой застройки, особого желания выгуливаться тут не возникает. Большая часть центра - это придорожный сервис, магазины и убогого вида кафе, расположенные около оживлённой трассы. В общем, всё как и в любом придорожном городе типа Вышнего Волочка, Покрова или Лакинска - злачно и неуютно.
DSCF4685.JPG

35. Судя по структуре магазинов, в этих краях много московских дач, т.к. кругом стройматериалы, хозмаги и продуктовые с шашлыками. Очарование провинцией заканчивается через 50 метров от вокзала, который вроде бы и находится на этой же трассе, но слегка утоплен вглубь квартала. Стоит оказаться у дороги - и ощущение тишины и уюта, навеянное трёхчасовым вояжем по мещёрским лесам под стук колёс, пропадает. Около вокзала на трассе - "фермерский рынок", где немногочисленные продавщицы торгуют дарами своих огородов.
DSCF4680.jpg

36. То, что посёлок функционирует как автодорожный центр, подтверждает и наличие большого и опрятного автовокзала с ощутимым траффиком по нескольким направлениям - автобусы тут останавливаются едва ли не каждые 20 минут. Автовокзал здесь куда лучше и солиднее, чем во многих городах. Именно в нём я в итоге и ждал отправления поезда обратно, т.к. делать в Туме оказалось нечего, а на улице дул невесть откуда взявшийся в середине июня холодный ветер.
Местный дом культуры, в котором как раз 12 июня проходили какие-то массовые мероприятия по случаю дня России:
DSCF4687.jpg

37. Главная достопримечательность Тумы (не считая железной дороги, конечно) - Троицкий храм 1841-го года. Солидное сооружение для посёлка. Притом что, опять же, в райцентре - городе Спас-Клепики - церкви куда проще.
DSCF4692.JPG

38. Из гражданской застройки наиболее интересно здание школы. Помимо него на центральной улице найдётся ещё с десятка два старых домов.
DSCF4682.JPG

39. Ну и для полноты картины - про обратную дорогу. В Москву я добирался уже не "Стрижом", а экспрессом "Владимир-Москва". Это новая чуть усовершенствованная электричка. Скорость набирала до 120 км/ч и шла не хуже испанского "Стрижа". Но на общем времени поездки эта небольшая разница в скорости, а также пара остановок в пути, всё же сказывается.
DSCF5301.JPG

40. Внутри тоже всё достойно. Как и в "Стриже", я взял самый дешёвый класс. Здесь телевизора уже нет, хотя в более дорогих вагонах этого экспресса, по старой памяти называемого "Спутником", он в наличии.
DSCF5302.jpg

Удивительное рядом. Вроде бы недалеко от Москвы съездил, а столько впечатлений. Несмотря на контрастность, все опробованные транспортные средства от РЖД порадовали - и скоростной "Стриж", и старая, но бойкая "кукушка", и новенький "Спутник". Конечно, я не мог ограничиться только лишь железнодорожными покатушками и осмотрел оба города, находящиеся на тумской ветке - Курлово и Гусь-Хрустальный. Тут уже не всё так позитивно, особенно с первым из них. Вот с него я рассказ и начну. В следующей части - моногород Курлово.
Tags: Владимирская область, Рязанская область, железная дорога
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments