
Мой рассказ про Тверь подходит к концу. Ранее я показывал главные достопримечательности города, его менее известные интересности и Тверь церковную. В крайней части будут быт и городские детали, элементы промышленности и конечно заводская архитектура конца XIX-го века - Морозовский городок, двор фабрики Вагжанова и ещё одно подобное место. Последней сущности, представленной в Твери широко и размашисто, будет уделена добрая половина рассказа.






Изредка проскакивает изобретательная провинциальная реклама, ставшая обязательным пунктом моих рассказов про города:

Кризис ударил по тверскому ресторанному бизнесу. Остроумно и иронично сообщается о том, что "Надежды" больше нет. Хоть я в ней и не бывал, стало как-то грустно:

9. Ну а ещё в Твери делают лучшее на мой взгляд пиво в России, попавшее даже в какой-то международный рейтинг. Даже называть его не буду. Думаю, кто интересуется пивом и сам знает, о чём я.
Любопытная местная особенность - вешать на частные дома таблички с фамилией и инициалами жильцов. По идее, раньше так было много где, но мне лично эта фишка массово встретилась только в Твери и во втором по величине городе Тверской области - Ржеве:

Горка в виде ледяной головы в детском парке Твери:

11. Лёгкая промышленность Твери тоже не дремлет. Звучит забавно, но московские магазины завалены тверскими тапками. Выбирая домашнюю обувь, постоянно натыкаюсь на сделанную в Твери. А что, дёшево и сердито...
В советские годы кто-то решил сделать в Твери креативные вентиляционные шахты. И ведь смог и проекты согласовать, и все разрешения получить, и средства выбить...




Шикарные ворота с серпом-и-молотом, ведущие в один из дворов в центре Твери:

Наружка местного бутика:

17. Хоть Тверская область, по сути, - вполне ординарный российский регион, не сильно отличающийся от своих среднерусских соседей, всё равно что-то своё, какой-то свой минимальный колорит есть и здесь. Символом Тверского региона издревле был козёл. Причём и местных жителей часто называли "тверскими козлами", за их упрямство. Конечно же, существует легенда, аналогичная римскому гусю, о том как козёл спас Тверь от очередного нападения татаро-монгол. Более того, в Твери есть небольшой музей козла. Мне эпитет "тверские козлы" вспоминается, как правило, когда я оказываюсь за рулём в столице Верхневолжья...
Символ этот, пусть и не в самом высокохудожественном исполнении, раньше стоял в одном из скверов пешеходной Трёхсвятской. В 2010-х его зачем-то перенесли на территорию частного фермерского хозяйства на окраине. Таким образом, главная прогулочная улица Твери лишилась двух своих знаковых объектов - козла и ретро-трамвая. Трамвай тоже всегда был одним из символов Твери, и демонтаж вагона-памятника словно олицетворяет его отмирание.







24. "Париж" также построен одним из последних, с 1910-го по 1913-й. Он как бы визуально замыкает весь городок, т.к. в него тупиком упирается главная ось комплекса, на которую нанизаны остальные казармы. Т.е. прогуливаясь по ней, ты будешь как бы идти к "Парижу", наблюдая в перспективе один из выступающих из основного здания объёмов с шикарными окнами лестничной клетки:





29. Как итог, половина помещений выглядят заброшенными, стёкла выбиты, внутри - мусор. А вторая половина всё ещё заселена. Причём не то чтобы один дом заброшен, а второй используется. Разбитые окна равномерно распределены по всем зданиям, соседствуя с нормальными. Очевидно те, у кого была возможность, уехали. Оставшимся здесь соседство составляют цыгане, видимо занявшие освободившуюся жилплощадь. Даже посреди дня тут весьма нервозно. Вечером, думаю, лучше сюда не соваться.

30. Люди с фотоаппаратами здесь, видимо, бывают часто. Местные к этому привыкли, но не сказать, что сильно этому рады.
- Опять приехали нашу разруху фотографировать? - довольно агрессивно спросила толстая старуха, сидевшая на лавке у корпуса "Париж", - пойдёмте, лучше, я Вам покажу как хреново мы тут живём, - пригласила она на экскурсию и начала перечислять ужасы здешнего быта. От предложения её отказались, всё же в голосе её дружелюбия было не много.

31. - Да что Вы к людям пристаёте? Нормально тут всё, - с не меньшей агрессией ответила ей молодая девушка в чёрных колготках и мини-юбке, курившая в паре метров от старухи. Странное ощущение. Хоть от этих людей и исходила доля опасности, я испытал скорее сочуствие к их положению. Чем они хуже тех, кто живёт хоть бы даже и в хрущёвках с персональным туалетом и кухней?

32. Добры и непосредственны остаются только дети, да и то не все. Всё-таки детство есть детство, в любых условиях.
И начинают позировать, понимая, что фоток этих и не увидят никогда.


34. Едва ли не единственное отреставрированное здание городка. Его занимает православная средняя школа:


Общежитием давно стали,
Там по меркам нынешним тесно,
Но мы жили там, так всех знали".

37. При въезде в "район" висит такой вот указатель, с пометкой "Историко-архитектурный комплекс IXX-нач. XX вв". Ладно ошибку в написании века допустили. Но состояние комплекса как-то слабо сочетается с таким гордым заглавием:


39. По крайней мере, форма окон лестничных клеток подозрительно похожа на таковую у корпуса "Париж" Морозовского городка:

Один из самых навязчивых аборигенов за все мои поездки по всяким неблагополучным местам встретился именно здесь. Как водится, увидев фотографирующего, начал интересоваться, зачем. Как ни странно, ответ о том, что "это красиво" его полностью устроил, я даже получил горделиво-важный ответ: "Да, Морозовские...", хотя собственно Морозовские казармы отсюда в паре кварталов. Но дальше началось навязчивое приглашение в гости и выпить. На вопрос, откуда я, назвал первый пришедший в голову город Тверской области - Конаково. Обычно всегда честно говорю, что из Москвы, но здесь ситуация и так становилась больно весёлой. Ну и конечно он тут же вспомнил какую-то "Маришку из Конаково", которая живёт на третьем этаже и будет очень рада выпить с земляком. В общем, уйти отсюда оказалось непросто. Мужик хоть сильно руки и не распускал, но за куртку цеплялся. Публикую фото, сделанное по его просьбе:

41. Но есть в Твери подобные старопромышленные кварталы и совсем в других концах города. На левом берегу Волги обнаружилось ещё одно похожее место, куда менее известное, да и о нём самом известно немного. Говорят, это тоже казармы для рабочих, но какого точно завода, не совсем понятно. Вроде бы до революции здесь был патронный завод, в советское время расширенный до снаряжательного завода, где производили и даже больше складировали амуницию для армии. Хотя судя по досоветским открыткам, здесь вообще был винный склад.

42. В позднесоветские годы завод и огромные прилегающие площади использовались как химбаза. В 90-х территория химбазы стала местом паломничества местных сталкеров и чёрных копателей. В 2000-х склад сгорел. В ближайшем будущем территорию складов планируется очистить для строительства развязки. Вот только не знаю, входит ли в этот план снос красивого старого здания:

Начинал я писать про Тверь с лощёного опрятного центра, по которому не грех поводить туристов. Потом любовался на десятки великолепных церквей. А заканчиваю прекрасным и жутким российским гетто и цитатами блатняка. Да, именно такой я в конечном счёте Тверь и запомнил - красивым, насыщенным, разноплановым и столь многообразным городом, что и не верится, что это всё нашлось в одном месте. Москва, при всех своих исполинских размерах, куда более монолитна. Но при этом в Твери всё это довольно гармонично уживается. Хоть и воспринимать её однозначно сложнее, чем иные однородные города.
Перечень частей:
Первая часть - парадный центр.
Вторая часть - непарадный центр и элементы периферии.
Третья часть - церкви.
Четвёртая часть, текущая - быт и промышленная архитектура.