Инженер-дромоман (ts58) wrote,
Инженер-дромоман
ts58

Category:

Краснодар - часть третья, бытовая.

SAM_2512.JPG
Прогулявшись по парадной Красной улице в первой части и проникнувшись южным колоритом во второй, осмотр оставшихся достопримечательностей Краснодара я отложу ещё на одну часть. Кому надо их всё равно уже видели.
Сейчас хотелось бы внимательно посмотреть на краснодарский быт, на повседневную городскую среду.
Тротуары, транспорт, дорожные знаки, интересные вывески, немного граффити и прочие мелкие детали города - ниже.

1. Тротуары в Краснодаре очень аккуратные. Большинство из них выложено новенькой плиткой, вдоль дороги - столбики, защищающие пешеходов и бордюр от парковки. Причём не только в центре, но и на большинстве окраин. Крайне положительный симптом для наших городов, в которых зачастую нет даже нормальных бордюров, из-за чего пыль и грязь разлетается по асфальту. Как в Ульяновске например.
А вот дорожные знаки на этом фото противоречат сами себе. Согласно верхнему знаку, встречка предназначена для общественного транспорта, а в направлении движения можно ехать. Нижний знак и разметка говорят об обратном. На дорогах в Краснодаре и без этого хаос...
SAM_1907.JPG

2. Почти все автобусные остановки в городе выполнены в едином современном стиле. Напоминает ларьки, которые несколько лет назад централизованно поставили по всей Москве вместо старых, а в 2015-м так же централизованно снесли. Но самое главное - большинство из этих остановок оборудованы мини-кофейней, где в ожидании автобуса можно взять чашку эспрессо или капучино. Вот это здорово!
Название улицы, кстати, классное. К сожалению, всего лишь в честь казацкого атамана Григория Рашпиля, а не напильника:SAM_1910.JPG

3. Река Кубань, хоть и даёт неформальное название всему региону, в Краснодаре находится как-то на периферии. Исторический центр близко, но в стороне. А на другом берегу – вообще другой регион.
Тем не менее, здесь есть шикарный участок набережной, облагороженный по всем современным канонам. Только шикарен он в первую очередь для автомобилистов.

SAM_2649.JPG

4. Из окна машины от идеальной ровной дороги, коих в Краснодаре немного, с зелёной разделительной полосой, южными деревьями на ней и каменной набережной дух захватывает. Прям Майами. Ну на велике тут ещё можно прокатиться. А вот пешеходу тут делать особо нечего. С одной стороны – плотный поток машин, с другой – вода. Никаких интересных объектов нет.
SAM_2643.JPG

5. Зато там, где кончается набережная, после пешеходного моста в парк 30-летия Победы, начинается один из самых дорогих районов Краснодара, состоящий сплошь из современных высоток не самого худшего исполнения. Здесь и дорогие магазины, и хорошие кафе, и шлагбаумы на въездах во дворы. Видимо, к нему и ведёт новая набережная.
Этот район без преувеличения настолько крут, что просто не верится в наличие на соседних улицах старых южных хибар, утопающих в зелени и цветах:
SAM_2655.JPG


6. В целом, берега Кубани используются именно как площадь для возведения дорогого жилья. Прогулочных и рекреационных зон у реки здесь удивительно мало.
В один из дней, при низкой плюсовой температуре, Кубань парила как морозный Енисей в Красноярске.

SAM_2455.JPG

7. В Краснодаре встречаются интересные, продуманные граффити. Вот некоторые из них:
SAM_2645.JPG

8. Много стрит-арта с мотивами из русского народного творчества либо с вариациями на тему Кубани. Вероятно, их делали по муниципальному заказу:
SAM_2340.JPG

9. Местная сеть супермаркетов, похожая на "Перекрёсток" в его лучшие годы. Всё стерильно, красиво и недёшево:
SAM_2724.JPG

10. Паркоматы явно слизали с московских, как и в Сочи. Платная парковка, кстати, достаточно бестолковая и бессистемная.
SAM_2002.JPG

11. В Краснодаре очень много гостиниц. Видимо, бурное экономическое развитие города, регулярное проведение всяких выставок и турниров и транзит на юга делают своё дело. Конкуренция из-за этого высокая, и в итоге мы имеем сравнительно небольшие цены при сносном качестве.
В Краснодаре много транслита, который откровенно режет глаз:
SAM_1984.JPG

12. К вопросу о негативной реакции жителей Краснодарского края на фотографирование, который я поднимал в первой части – вероятно, почти все туристы здесь едут на побережье. Поэтому в городах "на суше" к ним не привыкли, и человек с фотоаппаратом воспринимается как террорист или в лучшем случае журналист.
SAM_2352.JPG

13. Этот указатель вообще в единственном экземпляре - зачем его прилепили непонятно:
SAM_2230.JPG

14. В ресторанном бизнесе конкуренция также заставляет выдумывать способы привлечь клиентов:
SAM_1995.JPG

15. Например, улавливать общественные и злободневные тренды:
SAM_1915.JPG

16. В Краснодаре греческих закусочных не так уж и много, но уже встречаются. На черноморском же побережье они повсеместно. Известно, что в античные времена черноморское побережье нынешнего Краснодарского края и Крым были самой северной частью Древней Греции. Небольшой процент греческого населения сохранился здесь, а ещё на Ставрополье, до сих пор. Видимо, они и привнесли сюда моду на греческую еду.
В первую очередь, это сувлаки и гирос. Сувлаки - небольшие шашлыки. В фаст-фудных заведениях заворачиваются в греческую питу с начинкой. Гирос - поджаренное мясо с картошкой фри и овощами, завёрнутое в питу. Принципиальной разницы между ними я не вижу. И то, и другое похоже на шаурму, только в пите, из свинины и с картошкой.
SAM_2169.JPG

17. Ещё одна рекламная конструкция:
SAM_2311.JPG

18. Муниципальный транспорт, для отличия от частного, помечается текстом с красивым гербом. Справедливости ради, не все краснодарские автобусы выглядят такими новыми и современными:
SAM_2588.JPG

19. Зато трамвай в Краснодаре развит просто потрясающе. Я бы на полном серьёзе назвал Краснодар трамвайной столицей России. Он охватывает почти весь город. Многие улицы выделены исключительно для него, и большинство водителей это соблюдает.
SAM_2323.JPG

20. Трамвайное движение крайне активное. При отсутствии метро, пробках и увеличивающемся народонаселении, трамвай здесь натурально спасает ситуацию.
На фото - самая настоящая трамвайная развязка. Трамваи ходят здесь по всем направлениям, в том числе - пересекающимся. Пассажиры ждут состава прямо на перекрёстке:
SAM_2329.JPG

21. Этот же перекрёсток, с проезжающим трамваем.
Подвижной состав, кстати, очень разный. Встретить можно все массовые для РФ вагоны, кроме пожалуй мрачных питерских гробов на колёсах ЛВС-86 и новомодных уральско-польских Pesa.
SAM_2327.JPG

22. Пусть в Москве и Питере трамвайные сети крупнее в абсолютных цифрах, зато в относительных величинах "на душу населения" и "на квадратный метр" Краснодар, мне кажется, будет первым. Плюс, трамвай здесь обширно представлен в центре города, а не только по окраинам, и представляет важнейшую сеть транспортных артерий города.
В спальных районах у трамваев солидная выделенка:
SAM_2409.JPG

23. Красивая, но не очень понятная схема электротранспорта. С привязкой к карте города была бы куда как полезнее:
SAM_2366.JPG

24. Многие старые дома в центре заброшены и скрыты от глаз. Ждут часа своего сноса:
SAM_2253.JPG

25. У этих зданий даже нет своего адреса. Они стоят как безымянные постройки, хотя когда-то были недешёвыми и солидными:
SAM_2343.JPG

26. Довольно странный вроде бы заброшенный дом за глухим забором в самом центре. Во дворе - остатки мотоцикла, чугунная ванна. Сам дом вроде бы в сносном состоянии, но уже весь расписан и разрисован. Кажется, оставили его относительно недавно:
SAM_2245.JPG

27. Этот же дом. Кто-то призывает бить кошек. В эпоху массового помешательства на котиках этот лозунг выглядит маргинально. Кто-то явно воспринял булгаковского Шарикова как образец для подражания...
SAM_2241.JPG

28. Современная сущность Краснодара: ухоженность, богатство и бестолковое расширение:
SAM_2548.JPG

29. Вот то, о чём я говорил в первой части. Уличные указатели в городе, как это сейчас модно, отсылают к старому названию. Но приписка здесь звучит иначе. Не "бывшая..." или "до 19ХХ-го года - ...", как в других городах, а "в Екатеринодаре - ...".
SAM_1972.JPG

30. Ещё из вывесок - "Чайная шаманика" - "пространство шаманских чаёв, музыки и свободного общения. Этнические чаи". Звучит страшновато, если честно. Я не пошёл. А вот ФСКН вполне может заинтересоваться...
SAM_2369.JPG

31. Зато в Краснодаре нашёлся полноценный магазин оливкового масла и сопутствующих товаров. Напомнило шикарнейшую сеть "Oil & Vinegar" в Бельгии, только масштабом поменьше. Продавщица была несколько навязчива. Видно, что принцип работы такого специфического магазина здесь ещё плохо понимают. Но вот само его наличие говорит уже о многом. Такие изыски - не для захудалой провинции.
Один из легендарных в сети "казачьих магазинов", где можно купить всякую казацкую аттрибутику, включая форму, кое-какое оружие и знаки отличия. Для поддержания рентабельности, видимо, этого не хватает, так что торгуют ещё сувенирами и всякими мелкими хозтоварами, которые хоть отдалённо можно притянуть к теме казачества и Кубани:
SAM_2367.JPG

32. А вот эта наружка - уже полноценное провинциальное дурновкусие. К счастью, в Краснодаре такое бывет, но не массово и повсеместно, как в Белгороде например.
SAM_1970.JPG

33. Краснодар - единственный кроме Москвы город в стране, представленный в российской футбольной премьер-лиге более чем одним клубом - "Краснодар" и "Кубань". Футбол здесь в почёте. Матчи теперь уже спорного ЧМ-2018 в регионе тоже планируют проводить. Правда не в самом Краснодаре, а в Сочи.
Тематические магазины с клубной символикой напоминают Питер, где фирменные точки "Зенита" и "СКА" встречаются чуть ли не на каждом шагу. Здесь масштабы поменьше, конечно. До питерского фанатского безумия тут ещё далеко:
SAM_2446.JPG

34. Краснодар для меня стал первым и единственным городом, где указатели на достопримечательности принесли практическую пользу. Учитывая солидные размеры города и множество отдельно расположенных интересных мест, спланировать маршрут сколько-нибудь заранее не представлялось возможным. А указатели довольно точно выводили к искомым точкам, плюс открывали для меня новые объекты, о которых я заранее не знал:
SAM_2527.JPG

35. В первой части я показал рекламу "продукции Кубанских мастеров" - Гжель, Хохлома... Судя по всему, этим присваивание чужих фишек в Краснодаре не заканчивается. Вот ещё и самовары посреди улицы продают, причём на совершенно нетуристической улице в будний день. Недаром китайцы говорят "копирование - лучшая похвала"...
SAM_2512.JPG

36. Спальные районы радуют глаз:
SAM_2403.JPG

37. Совершенно сумасшедший офис нефтяной компании "под Европу" рядом со своей же заправкой. Архитектурой отдаёт Йошкар-Олой. А вот работать в нём страшновато. Да и дышать бензином каждый рабочий день врагу не пожелаешь:
SAM_2611.JPG

38. Образцовый переход. Не в самом центре, но на Красной улице:
SAM_2571.JPG

39. А вот чтобы в школе, пусть и спортивной, мальчишки занимались с оружием - вижу впервые. Видимо, казачьи традиции тут пытаются прививать во всём:
SAM_2621.JPG

40. Ну и напоследок - в Краснодаре весьма интересный зоопарк. В отличие от большинства привычных зоопарков, этот - частный. Открыт недавно, в 2006-м году. Здесь довольно изобретательное и необычное оформление, которое само по себе представляет интерес. Парк разделён на тематические зоны. На животных в их просторных вольерах смотришь из узких проходов, благодаря чему создаётся впечатление нахождения на природе, а не в сафари-парке. Народу немного, и животные гораздо более активные и подвижные, нежели в популярных зоопарках. Вот только в бассейне с бегемотом подозрительно треснуто смотровое стекло...
SAM_2451.JPG

Вот такой Краснодар в деталях. Вполне современный пригодный для жизни город. Не без российской провинциальной действительности, но и без откровенной разрухи и раздолбайства.
В следующей части будут красивые парадные здания Краснодара всех эпох.
Tags: Краснодар
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments