Инженер-дромоман (ts58) wrote,
Инженер-дромоман
ts58

Categories:

Белая Холуница - вдоль дороги на Урал

SAM_4142.JPG
Белая Холуница – малоизвестный крошечный городок в 80-и километрах от Кирова, у дороги на Пермь. Его окружают бескрайние вятские леса, в городе почти нет газа, кругом безлюдно и тихо. Да и на город Белая Холуница похожа очень условно.
Здесь можно посмотреть на пару-тройку дореволюционных зданий, старую заводскую плотину, сброс воды на которой мы неожиданно застали, и вятскую природу, которая проглядывает из каждой соседней улицы, словно поглощая этот маленький островок человеческой жизни. Всё это вместе создаёт потрясающую атмосферу тихого Богом забытого медвежьего угла, но вполне уютного и обаятельного. В моём представлении, так должен выглядеть скорее небольшой город на Урале. Тем более, история Белой Холуницы типично уральская.

1. Город разделён на две части Белохолуницким прудом - крупнейшим водохранилищем Кировской области. Он был образован для нужд железоделательного завода (про него ниже) и за свою историю многократно расширялся и углублялся.
Дамба находится в самом центре города, но сам город занимает лишь небольшую часть береговой линии. Отсюда уже прекрасно видны окружающие вятские леса, по внешнему виду близкие уральской тайге. Так что находясь в сердце Белой Холуницы мы можем созерцать первозданные природные пейзажи. Потрясающее свойство для города, ранее встречавшееся в Инсаре и Владимире.
SAM_4138.JPG

2. Этот город вообще удивительно гармонично сочетается с окружающей природой. Его слабая населённость (10 000 на бумаге, в жизни - ещё меньше), наличие живописного водохранилища, повсеместные деревья, отсутствие крупных зданий и другие факторы создают ощущение главенства природы и беззащитности человека перед ней.
SAM_4177.JPG

3. Третьего мая на Белохолуницком пруду ещё не сошёл лёд. Да и снег встречался даже в Кирове, не говоря уже про леса за городом. Ну это и понятно - всё ж таки не крайний, но уже север.
Гораздо большим сюрпризом оказалась тёплая и солнечная погода при температуре выше 20 градусов. Жители Кировской области, казалось, сами не ожидали такого праздничного подарка. В Москве при этом было холодно и шли дожди. Ладно Краснодар, в котором мы были месяц назад, встретил вполне ожидаемым контрастом тепла с московским холодом. Но ехать греться в Киров в мае - это уже слишком...
SAM_4081.JPG

4. История Белой Холуницы свойственна скорее городам Урала, нежели Вятской губернии. Хоть до границы с Пермским краем здесь ещё километров 200, в исторических очерках и статьях про Холуницу постоянно звучат фразы "Предуралье", "промышленники Урала", "в районе Урала" и т.п. И это неудивительно - город значительно моложе других исторических поселений Кировской области, имеющей свою, обособленную от Урала и центральной России историю. Его появление связано с развитием металлургии на Урале в XVIII-м веке. Под Белой Холуницей были обнаружены обширные залежи железной руды, поэтому на берегах речки Белая Холуница было решено построить железоделательный завод.
SAM_4100.JPG

5. Владельцем Новотроицкого Холуницкого железоделательного завода стал крупный промышленник того времени Савва Яковлев, в распоряжении которого было ещё два десятка подобных заводов на Урале. По его указанию, для приведения в действие заводских механизмов, было начато строительство плотины и, как следствие, пруда, ставшего сегодня визитной карточкой города. Аналогично, кстати, работали и остальные уральские заводы, поэтому во многих старых промышленных городах Урала обязательно есть пруд с плотиной - ещё один очевидный фактор, роднящий Белую Холуницу с Уралом.
Якорь на берегу этого водохранилища выглядит как-то неуместно - вроде бы Б. Холуница река несудоходная. Но нет. Этот якорь подняли со дна водохранилища в 2005-м. В 2009-м он был установлен на постамент рядом с мемориальной плиткой:
SAM_4102.JPG

6. Для строительства плотины Яковлев купил несколько сотен крепостных крестьян в Вологодской и Новгородской губерниях. Говорят, из-за этого в речи холуничан до сих пор можно услышать несвойственный для Вятки окающий говор.
Фактически, завод Яковлева и зародил город, который ведёт своё летоисчисление с постройки завода в 1764-м году:
SAM_4075.JPG

7. Совершенно неожиданно для себя, мы попали в центр города именно в тот момент, когда на плотине происходил сброс воды. Зрелище завораживающее - оторваться невозможно. По сливной поверхности вода стекает с огромной скоростью, фотография передать этого не сможет. От долгого созерцания этого непрерывного и стремительного потока в такой близи становится жутковато.
SAM_4118.JPG

8. Далее поток воды, ударяясь о нижнюю точку спуска, образует настоящий вихрь, облако из водной пены. Это настолько же страшно, насколько и прекрасно.
SAM_4120.JPG

9. Плотина, конечно, небольшая, но техника безопасности всё же должна быть хоть какая-то. Здесь можно запросто забраться на парапет, при том что потоки воды зачастую поднимаются выше его и захлёстывают берег (см. мокрые следы на бетонном русле). Одного мужика, который встал в самый угол этой "смотровой площадки", окатило водой с головы до ног. Хотя, конечно, если бы здесь были строгие меры безопасности, мы бы этой красоты не увидели...
SAM_4142.JPG

10. Людей, кстати, пока мы стояли набралось немало для этого сонного городка. Видимо, сброс не такое частое зрелище, и даже местным любопытно на него взглянуть.
SAM_4143.JPG

11. В 1964-м при капитальной реконструкции гидроузла на плотине была построена ГЭС, но при её запуске турбина единственного агрегата мощностью 1250 кВт сломалась. Только в 2007-м году маломощная Белохолуницкая ГЭС была восстановлена для нужд завода и на сегодняшний день является действующей. Мелочь, а приятно. Факт восстановления заброшенной ГЭС встречали также в белорусском Лепеле.
На другом берегу - старое атмосферное здание электростанции:
SAM_4121.JPG

12. За ним просматриваются заводские корпуса. Судя по всему, они сохранились почти в нетронутом виде.
Табличка на административном корпусе завода сообщает, что в его плющильном цехе впервые в мире изготовлены броневые листы методом проката.
SAM_4116.JPG

13. Благодаря отсутствию развития в городе и некоторой его законсервированности (хотя это можно сказать про всю Кировскую область в целом), здесь в первозданном виде сохранилось немало построек заводских времён. Помимо самих фабричных корпусов, показанных выше, - дом фон Зигеля, управляющего Холуницким горнозаводским округом с 1882-го по 1901-й. Одно из самых красивых зданий города. Сегодня в нём располагается школа:
SAM_4085.JPG

14. Похоже, живые голуби решили дополнить аппликации на школьных окнах:
SAM_4086.JPG

15. В бывшем здании заводоуправления 1893-го года расположился краеведческий музей:
SAM_4091.JPG

16. Сегодня в корпусах Новотроицкого завода действует машиностроительный завод, производящий конвейерное оборудование. Он как и прежде градообразующий и живой, о чём говорит хотя бы факт восстановления ГЭС заводом для себя. Это весьма отрадно. В Петрозаводске, например, исторический оружейный завод, ставший при советах тракторным и в честь которого назан город,  превращается в лофт-квартал с жилыми домами и офисами.
Сквер с фонтаном у краеведческого музея:
SAM_4087.JPG

17. Помимо машзавода в Белой Холунице, как и везде в лесной Кировской области, есть деревообрабатывающие предприятия, а также продвинутый туристический комплекс на водохранилище с горнолыжными склонами и другими прелестями.
Довольно странный променад: с учётом богатства местной природы, отдыхающим на скамейках предлагают смотреть на проезжую часть:
SAM_4096.JPG

18. Здание магазина 1890-х годов дополняет небольшой старофабричный центр города. Используется, как видно, по первоначальному предназначению, из-за чего фасад завешан рекламой спиртного.
Обратите внимание на вертикальную белую полоску ровно по середине фасада, слева от синей и красной рекламных вывесок. Это не что иное как термометр, установленный на здании более ста лет назад. Он работает до сих пор:

SAM_4097.JPG

19. В парке на берегу пруда - памятник "Погибшим в борьбе за октябрь":
SAM_4098.JPG

20. Мемориал "Вечный огонь":
SAM_4076.JPG

21. Белая Холуница стоит на трассе "Киров-Пермь", части мифической федералки "Санкт-Петербург - Екатеринбург". Последнюю начали строить где-то в середине 2000-х. Вернее не строить, а приводить в порядок в общем-то уже существующую дорогу, но находящуюся в ведении разных регионов и в разном (преимущественно плохом) состоянии. Ну и достраивать отдельные смыкающие участки, которых не хватало. Потом стройка потихоньку заглохла, задолго до нынешнего кризиса, и дорога так и осталась в частично недоделанном виде.
Дом культуры машиностроительного завода 1955-го г. и литой фонтан тех же лет:
SAM_4104.JPG

22. Говорят, участок "Киров-Пермь" до прошлого года был одним из худших среди крупных межрегиональных дорог западнее Урала. Вроде бы в том году его "сделали". На мой взгляд, конечно, 80 км. от Кирова до Белой Холуницы неплохо подубиты, хотя в целом ехать можно и есть отдельные новые куски. Но ям всё равно полно, на обратном пути видели машину около обочины с пробитым колесом.
Дом причта 1866-го года. Построен для священнослужителей прихода Всехсвятской церкви:
SAM_4073.JPG

23. Трасса обходит город строго по окраине. Планировкой напоминает Юхнов Калужской области. В городе есть элементы придорожного сервиса (кафе, гостиница, шиномонтаж), но траффик на трассе слабый, очевидно из-за состояния. С тем же Юхновым не сравнить, не говоря уже о таких придорожных гигантах как Вышний Волочёк или Павловск Воронежской области.
SAM_4187.JPG

24. На противоположном от заводского центра берегу пруда сохранился ансамбль больничной усадьбы Холуницких горных заводов 1890-х годов. Здания аптеки и лечебного корпуса неплохо смотрятся как с другого берега, так и изблизи.
SAM_4180.JPG

25. У лечебного корпуса сохранилось шикарное кованое крыльцо:
SAM_4181.JPG

26. В мае месяце холуничан поздраляют с новым годом:
SAM_4148.JPG

27. Жилой дом 50-х годов. Видимо, строился для работников завода:
SAM_4149.JPG

28. Белая Холуница - город совсем небольшой. Десяток старых зданий, показанных выше, несколько панельных пятиэтажек и заводская территория. Остаток города занимает частный сектор. Он здесь удивительно аутентичный и живописный. За исключением одной асфальтированной улицы, он выглядит так:SAM_4166.JPG

29. Вдоль всех улиц, почти у каждого дома, уложены обильные запасы дров. Где-то свалены в кучу, где-то - уложены в аккуратные поленницы. Эти деревянные штабели вокруг заставляют понять, что ты уже по-настоящему далеко от крупных городов и привычной цивилизации. Но при этом здесь сказочно уютно и хорошо.
Город, как и весь Белохолуницкий район, не газифициован.
SAM_4172.JPG

30. Этот советский плакат на одном из двухэтажных многоквартирных домов выглядит издёвкой:
SAM_4184.JPG

31. Вопреки обстановке глуши, в Белой Холунице, да и в более грязном и мрачном Слободском, люди встречались исключительно адекватные и приличные. Подобный сильный диссонанс между бедноватой и неухоженной обстановкой окружающей действительности и достоинством живущих в ней людей ранее чувствовался в Наволоках Ивановской области. Видимо, у людей здесь очень мощный внутренний стержень.
Районная и городская администрация:
SAM_4159.JPG

32. Скромная Воскресенская церковь 2006-2011 годов постройки напротив администрации. Когда-то в городе был одноимённый солидных размеров красивый храм, сломанный в 1930-е годы.
SAM_4152.JPG

33. Уже дома узнал, что в Белой Холунице есть ещё и старая церковь - на кладбище. Когда был там, конечно, мысли сходить на кладбище не возникло.
Налоговая:
SAM_4160.JPG

34. Оригинальный памятник "Слава советским лётчикам" посвящён Николаю Матвеевичу Сомову, военному лётчику-испытателю, погибшему при исполнении обязанностей в 1934-м году. Холуничанин Сомов, если верить табличке у памятника, работал ещё и на белохолуницком заводе:
SAM_4174.JPG

35. Белая Холуница стала для меня крайней восточной точкой путешествий, не считая Красноярска, в который я добирался на самолёте. И своего рода предвкушением Урала, до которого хочется но пока не получилось доехать.
Неожиданно - активно действующая детская юношеская спортивная школа вполне приличного вида:
SAM_4147.JPG

36. Заметил интересную тенденцию в российских небогатых регионах. Чем меньше и глуше город - тем он приятнее. В крупных бедных городах с действующей промышленностью и высокой численностью населения денег на приличное благоустройство всё равно не хватает, а вот грязи и суматохи от всего этого - с избытком. Пример - Вышний Волочёк, Кимры, Ржев в Тверской области; Кинешма - в Ивановской; Слободской - в Кировской. А вот маленькие городки видимо ввиду отсутствия массового использования инфраструктуры удаётся сохранять в более-менее вменяемом виде. Пример - Андреаполь, Белый в Тверской области; Наволоки - в Ивановской и вот собственно Белая Холуница в Кировской.
SAM_4151.JPG

37. Монумент участникам и миротворцам локальных войн и конфликтов:
SAM_4133.JPG

38. Любопытное здание казначейства, как и сбербанк с фото №36, вроде бы 90-х годов. Если так - то 90-е оставили на местной архитектуре не самый плохой след:
SAM_4158.JPG

39. Отремонтированная Белохолуницкая ЦРБ. Смущает только дорога к ней, целиком и полностью состоящая из ям и ухабов. Человека в критическом состоянии внутри скорой тут будет раскачиать и трясти, что может свести на нет наличие как самой скорой, так и обновлённой больницы.
SAM_4175.JPG

40. Каллиграфическая афиша местного ДК. Понравилась формулировка "Отчётный концерт":
SAM_4134.JPG

Надо сказать, что для Кировской области Белая Холуница смотрится неплохо. Соседний Слободской, конечно, гораздо интереснее и богаче с точки зрения архитектуры и истории, но он грязноват и суматошен - сказывается положение окраины большой но небогатой агломерации. А вот Б. Холуница - настоящая вещь в себе. Тихий, атмосферный городок с хорошо сохранившейся фабричной архитектурой и портясающей природой. Если занесёт судьба в те края - настоятельно рекомендую уделить часик-другой неспешной прогулке вдоль берега пруда.
Ну а про Слободской расскажу в следующий раз.
Tags: Белая Холуница, Кировская область
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments